Тема 2.1. Фонетические нормы и стили произношения. Трудности звукоупотребления

Требования к знаниям: знать фонетические нормы современного русского литературного языка, стили произношения в языке, трудности звуко-употребления.

Перечень умений:

а) определение сильной позиции для гласных и трудных случаев их редуцирования;

б) соблюдение произносительных норм согласных звуков и сочетаний согласных звуков.

I. Задания для повторения:

1. Орфографический практикум: «Правописание согласных букв в корне слова».

а) работа с таблицей;

б) вставьте пропущенные буквы, объясните правописание согласных.

Совес..ливый человек, корыс..ный поступок, чудес..ное превращение, учас..ливый сосед, страс..ный поклонник, комендан..ский час, президен..ский указ, гиган..ский скачок, интеллиген..ский подход, дивиден.., влас..ные структуры, опас..ный поворот, праз..ничный день, облас..ной совет, про..ьба, окрес..ный пейза.., гнус..ный поступок, кос..ный взгляд, кос..ный моз.., словес..ный портрет, фу..бол.

2. Пунктуационный практикум «Обособление определений».

а) работа с таблицей;

б) перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Пропорцию обмена одной валюты на другую или цену одной валюты выраженную в другой называют валютным курсом. 2. Этот пост занял руководитель способный наладить работу предприятия в условиях рынка. 3. Речь идет о разработке новой налоговой политики рациональной и гибкой. 4. Дело в том что не имеющие денег в настоящий момент крупные покупатели в принципе являются платеже­способными. 5. Это хорошо известное в регионе акционерное общество выпускает продукцию отличного качества. 6. Существовавшая у нас в недавнем прошлом она [административно-командная система] стала тормозом напути к цивилизованному рынку.

II. Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает фонетика?

2. Назовите основные фонетические единицы.

3. Расскажите об особенностях русского ударения.

4. Какие стили произношения существуют в языке?

5. В чём особенности московского и петербургского стилей произношения?

6. Расскажите об основных правилах русского литературного произношения.

Ш. Задания для закрепления нового материала.

1. Определите, в сильной или слабой позиции находятся выделенные гласные и согласные звуки:

Я зык, ц е нтрализм, ж ё лтый, бли з кий, мя г кий, ко в ш, сторо ж, зы б кий, пово д, бага ж, гла з, т ом, д ом, глу п енький, э кран, мо л ва, по э т, мод е ль.

2. Поставьте в словах ударение. На примере первых пяти слов докажите, что оно разноместное и подвижное. При выполнении задания пользуй­тесь орфоэпическим словарем и словарем трудностей.

Язык, небо, воробей, весна, борозда, ведомость, повесть, стерлядь, автомо­толотерея, веломотогонки, великовозрастный, вполсилы, вырезать, высококало­рийный, гомеопатия, гостеприимный, гражданство, диспансер, до завтра, до за­резу, до смерти, за глаза, какой бы ни был, кое-что, куда-нибудь, кухонный, лу­бочный, логопедия, на лету, на смех, паралич, полуостров, правнучка, коклюш.

3. Прочитайте правильно сочетание чн в данных ниже словах: бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, вербовочный, взяточник, конечно, кирпичный, шапочное знакомство, горничная, копеечный, молочное, нарочно, прачечная, пустячный, сердечный, скучно, троечница, яичница, мачта, чтобы, позже, дрожжи, дождливый, дожди.

4. Слова распределите в два столбика:

а) слова, в которых происходит смягчение согласного перед Е;

б) слова, в которых согласная буква перед Е не смягчается.

Бартер, бизнес, бутерброд, декан, детектив, компьютер, лазер, продюсер, тезис, тест, академия, вексель, декада, девальвация, интеллект, крем, кофе, музей, бандероль, лидер, Одесса, пресса, термин, юриспруденция, федеральный, темп, кредо, бассейн, менеджер.

5. Прочитайте слова:

а) инцидент, не инциндент;

прецедент, не прецендент;

компрометировать, не компроментировать;

конкурентоспособный, не конкурентноспособный;

б) перспектива, не переспектива;

чрезвычайный, не черезвычайный;

в) будущий, не будующий; жаждущий, не жаждующий.

Запомните! Конъюнктура (создавшаяся в какой-л. области обстановка, ситуация), но конъектура (восстановление испор­ченного текста на основании догадки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: