Риск-менеджмент

Классификация рисков

Рискованные сделки и потери от риска

Риски и выбор стратегии ПД

В деятельности предпринимателя возможны неудачи по независящим от них причинам, что приводится к не предвиденным потерям и дополнительным расходам.

Риск – это опасность случайного характера которую трудно предвидеть и оценить. Риску подвержена вся деятельность с/х предпринимателей.

Риски зависят от многих факторов, а в с/х от неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий. Поэтому предприниматели постоянно осуществляют меры по сокращению потерь и дополнительных расходов связанных с рисками.

Рискованная сделка – это содержащий риск договор, исполнение которого ставится в зависимость от неизвестного или неизбежного события с невозможным определением точного срока его наступления

Потери от риска –в ПД могут быть только случайными, их невозможно предвидеть и отразить в БП. Если удаётся спрогнозировать как неизбежные то их включают в себестоимость продукции.

Потери от риска в ПД АПК подразделяют на:

· Материальные – это дополнительные затраты материально-технических ресурсов (семян, удобрений, нефтепродуктов, запчастей и т.д.) и гибель средств производства (зданий, сооружений, техники, запасов продукции и т.д.)

· Трудовые потери – потери рабочего времени обусловленные непредвиденными обстоятельствами

· Финансовые потери – это уплата штрафов, пени и других незапланированных платежей, утеря денежных средств и ценных бумаг (хищение или пожар) так же дебиторская задолжность уменьшение выручки от реализации продукции, ущерб связанный с инфляцией

· Потери календарного времени – возникает в тех случаях когда по независящим причинам, с опозданием осуществляются запланированные мероприятия

· Специфические потери – это различные виды ущерба нанесенного здоровью, жизни людей, окружающей среды, престижу предпринимателя в результате не соблюдения правил ТБ и противопожарной охраны и трудового законодательства.

Риски подразделяют на чистые связанные с потерей имущества и спекулятивные которые характерны для большинства деловых отношений. Если имеется возможность оценить вероятность поступления потерь то риски называются подлежащими страхованию, а в случае событий результат которых более или менее оценить нельзя их называют не подлежащими страхованию.

По источнику возникновения риски подразделяют:

· Хозяйственные недостатки в деятельности предприятия

· Личностные – человеческий фактор

· Природные

В зависимости от причин возникновения риски классифицируют как возникшие в следствии

· неопределенности будущего

· непредсказуемости поведения партнеров

· недостатка информации

С учётом времени возникновения различают изначальные риски (проектные) и текущие (в процессе)

Кроме того выделяют предпринимательский риск который возникает при любых видах деятельности связанных с производством и реализации продукции, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов он характеризуется угрозой потери ресурсов в виде дополнительных расходов относительно запланированных, угрозой получения доходов ниже рассчитанных

Предпринимательский риск подразделяют на:

1. Производственный риск – возникает при создании и реализации продукции, его пораждают следующие основные факторы:

a. Сокращение объёмов продукции

b. Отсутствие или недостаток оборотных средств

c. Увеличение доли продукции худшего качества

2. Непредвиденно снижение цен на продукцию в связи с неблагоприятной конъюнктурой(спрос-предложение) рынка

3. Непредусмотренное повышение материальных затрат связанные с перерасходом (семян, удобрений, материальных ресурсов, электричества)

4. Перерасход фонда оплаты труда (сверхурочные)

5. Уплата штрафов, пени и т.д.

6. Последствия стихийных действий

Коммерческие риски возникающие в процессе перепродажи продукции

Факторы:

· Непредусмотренное повышение закупочной цены или снижение реализационной

· Непредвиденное сокращение объёмов продукции (закупок, продажи, потери при транспортировки, хранении)

· Финансовый риск возможен при финансовом предпринимательстве из-за не платежеспособности одной из сторон, изменении курса валют, ценных бумаг и другое.

Особое распространение получило так называемое «управление риском» или « риск-менеджмент ».

Процесс управления риском состоит из пяти этапов:

· осознание опасности

· идентификация риска

· оценка риска

· контролирование риска

· финансирование риска

1. Осознание опасности. Происходит сбор информации о рисках из различных источников. На начальном этапе необходимо выявить вероятные случаи (моменты) потерь для фирмы. Эта одна из наиболее ответственных задач при анализе экономических рисков. Не выявленные на первом этапе риски в дальнейшем не попадут в анализ, что несет в себе угрозу непредвиденных, а потому существенных потерь.

2. Идентификация риска. Выявление источники опасностей и их воздействие на элементы предприятия: персонал, имущество, финансы.

Опасность Причина Последствия
     

3. Оценка риска. Оценка вероятности (частоты) наступления опасности, прогнозирование вероятности уровня потерь и, исходя из этого, определение их стоимостной величины. Для этого используют следующие инструменты: пирамиду Хейнса, классификацию рисков по категориям, шкалу вероятности убытка (рисунок 9, таблицы 5,6).

Рисунок 9 – Пирамида Хейнса

Таблица 5 – Классификация рисков по степени вероятности и воздействия

  Вероятность риска Воздействие риска
  Весьма вероятен Вероятен Вероятен, но не очень Не исключен Не вероятен Катастрофическое Критическое Серьезное Несущественное Незначительное

Таблица 6 – Шкала вероятности убытка

Коэффициент Вероятность убытка
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 Убыток невозможен Вероятность крайне мала Маловероятен Есть небольшая вероятность Вероятность немного меньше 50/50 Вероятность 50/50 Довольно вероятен Более вероятен, чем нет Предсказуем Весьма вероятен Произойдет наверняка

Целью количественного и качественного анализа рисков является выработка стратегии и принятие решения по поводу действий в отношении каждого риска: не страховать (если фирма уверена, что убыток будет незначителен), оставить на самострахование (если справится собственными силами с убытком), застраховать.

4. Контролирование риска. Организационно-технические мероприятия, предпринимаемые с целью минимизации размеров ущерба.

5. Финансирование риска. Выделение средств для самострахования, взаимного страхования и страхования с целью защиты имущественных интересов при наступлении определенных событий.

Оценка рисков в деятельности той или иной фирмы позволяет не только сократить возможные потери, но и принять соответствующие стратегические решения по их снижению в долговременной перспективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: