Структура рынка
Функции рынка
Рынок и условия его развития
-1-
Рынок – совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг.
Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля-продажа (обмен) является связующим звеном в этой системе.
Причины возникновения рынка:
- общественное разделение труда
- экономическое обособление товаропроизводителей
Условия существования (функционирования) рынка:
1)наличие здоровой конкуренции
3) наличие достоверной информации о рынке
4)свободный вход и выход
5)право субъектов самостоятельно определять цены на свои товары и услуги
6)наличие посреднических фирм
-2-
Рынок выполняет следующие функции:
1) ценообразующая (рынок устанавливает цены на товары и услуги в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда и законом спроса и предложения)
2) регулирующая (является наиболее важной, её выполняет конкуренция, позволяющая дать ответ на триединый вопрос)
3) посредническая (рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности)
4) стимулирующая (рынок заставляет производителей снижать свои затраты, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП)
5) информационная (рынок даёт сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг)
6) зонирующая (рынок является жёсткой, а не благотворительной системой; ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным; посредством конкуренции рынок очищает экономику от неэффективных жизнеспособных хозяйств и даёт зелёный свет более предприимчивым и эффективным)
-3-
Структура рынка – внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объёме рынка.
Различают следующие классификационные признаки структуры рынка:
1) По объектам (экономическому содержанию):
- рынок товаров и услуг (потребительский рынок)
- рынок рабочей силы
- рынок финансовых средств
- рынок информации
- валютный рынок
- рынок средств производства
- рынок патентов и лицензий и т.д.
2) По субъектам:
- рынок покупателей (потребителей)
- рынок продавцов (производителей)
- рынок посредников
- рынок государственных учреждений
3) По географическому (территориальному) положению:
- региональный рынок
- локальный (местный) рынок
- республиканский рынок
- межрегиональный рынок;
или
+ национальный (внутренний) рынок
+ международный (мировой, внешний) рынок
4) По степени зрелости:
- развитый рынок
- формирующий рынок
- монопольный рынок
- алигопольный рынок
5) По правовому признаку:
- легальный (официальный) рынок
- нелегальный (запрещённый) рынок: серый, чёрный, теневой
6) По характеру продаж:
- оптовый рынок
- розничный рынок
7) По отраслевому признаку:
- нефтевой рынок
- сельско-хозяйственный рынок и т.д.
-4-
Рыночная инфраструктура – совокупность организационно-правовых норм, обеспечивающих движение товаров и услуг.
Она призвана обспечить нормальный режим функционирования рынка.
К элементам рыночной инфраструктуры относят:
1)биржа (товарные, фондовые, валютные)
2)формы небиржевого посредничества (ярмарки)
3)банковская система (ЦБ, коммерческие банки)
4)страховые компании
5)рекламные агенства
6)информационные центры
7)таможенная система
8)налоговая служба
9)аудиторские компании
10)консалтинговые компании
11)специальные зоны свободного предпринимательства
12)система регулирования занятости населения
13)разнообразные фонды поддержки предпринимательства
Функции рыночной инфраструктуры:
1)организационное оформление рыночных отношений;
2)содействие государственному и общественному регулированию деловой активности;
3)повышение эффективности продвижения товаров и услуг от продавца к покупателю
Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка, которые принято делить на 3 группы:
1) домохозяйства (семьи) – экономические единицы, потребляющие товары и услуги.
Характерные черты: 1.самостоятельное принятие решений по поводу приобретения товаров и услуг
2.самостоятельное распространение тех факторов производства, собственностью которых они являются
3.обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, образовании)
4.стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей.
2)бизнес – экономическая единица, производящая товары и услуги.
Характерные черты: 1.самостоятельное принятие решений о том, что производить
2.самостоятельное распоряжение тех факторов производства, собственностью которых они являются
3.стремление к максимизации прибыли
3)государство