Дарья Севастопольская.
Как спастись в бедах наших и болезнях? Такой вопрос мы задаем все чаще и чаще, может быть не помня, что спасение заключено в самом человеке наделенное даром спасать. Недаром история христианской цивилизации началась именно с прихода спасителя, и пока что в гибельные моменты нашего существования, к счастью появляются люди, способные помочь человечеству выжить.
К таким великим людям принадлежит легендарная Даша Севастопольская.
Юная девушка рано лишилась матери, отец ее погиб при Синопском сражении, и в 13 лет девочка осталась полной сиротой. Пропитание добывала себе поденщицей.
С началом военных действий Дарья начала обстирывать солдат. Ежедневно она появлялась в военном лагере с тележкой со свежим бельем, раздавала его и нагружала тележку грязным, а чаще окровавленным.
Когда войска наши проиграли сражение 8 сентября и возвращались после продолжительной и упорной битвы обратно к Севастополю. Изнуренные, обессиленные физически и морально, со множеством раненных и изувеченных, истекавших кровью, Дарья обратилась в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страждущим. К счастью, нашелся в ее повозке и уксус, и кое-какое тряпье....
Таким образом, повозка Даши была первым перевязочным пунктом при приходе неприятеля в Крым. А сама она первой военной сестрой милосердия.
Екатерина Михайловна Бакунина вошла в историю отечественной медицины как ближайшая сотрудница великого русского ученого Н. И. Пирогова в годы Крымской войны 1863-1856гг. Она внесла огромный вклад в процесс формирования профессии медицинской сестры на самом первом его этапе. Велика заслуга Екатерины Михайловны в деле организации общественной медицины в нашей стране.
Родилась она в Петербурге в 1812 г. в дворянской семье, известной своей высокой культурой и глубокими прогрессивными традициями. Отец Е. М. Бакуниной был петербургским губернатором, затем членом сената. Мать была племянницей великого русского полководца М. И. Кутузова. В юности Екатерина Михайловна получила широкое домашнее образование.
К началу Крымской войны Бакунина в пору духовной зрелости. Патриотическое воспитание, стремление к общественной полезности определили ее решение об участии в качестве сестры милосердия в военных действиях. Приняв на себя это решение, она с завидной твердостью добивалась права на вступление в Крестововоздвиженскую общину, которая была организована в октябре 1854г. Ожидая отъезда на фронт, Бакунина благодаря содействию знакомого врача Закревского смогла посетить полицейскую больницу.
Е. М. Бакунина была в числе первых медицинских сестер, которым, по словам Пирогова, ”пришлось прямо идти в огонь страшной Крымской войны. Первый отряд сестер милосердия Крестововоздвиженской общины во главе с сестрой-настоятельницей А. П. Стаховиц был размещен в лазаретах Симферополя. Второй и третий отряды прибыли в осажденный Севастополь в середине января 1855г. Управление сестрами, входившими в эти отряды, приняла на себя Екатерина Михайловна. Основным местом ее деятельности стал Главный перевязочный пункт, во главе которого стоял Н. И. Пирогов. Бакунина активно проводит в жизнь принцип сортировки раненых, выдвинутый Н. И. Пироговым.
В феврале 1856г. по настоятельному требованию Пирогова Бакунина возглавляла Крестововоздвиженскую общину, в которой к концу войны насчитывалось 200 сестер милосердия.
До конца своих дней Е. М. Бакунина трудилась в созданной ею лечебнице. Скончалась она 82 лет от роду в 1894г., оставив людям свои “ Воспоминания сестры милосердия”, в которых ярко проявилась вся незаурядность ее личности.
Юлия Петровна Вревская. Во время освободительной войны на Балканах сестры милосердия также самоотверженно работали на перевязочных пунктах, в лазаретах и госпиталях. Одно из первых мест среди героинь войны 1877-1878 гг. принадлежит Юлии Вревской. Молодая, красивая, образованная женщина, принадлежавшая к высшим аристократическим кругам Петербурга, придворная дама императрицы, баронесса Юлия Петровна Вревская отличалась весьма свободолюбивыми взглядами. Ее мало удовлетворяли придворные балы, постоянное общение с представителями “высшего света” столицы, интересы, которыми жило это общество, Женщину, хорошо знавшую литературу, музыку, иностранные языки, больше влекло к другим людям. Она высоко ценила И. С. Тургенева, знакомство с которым переросло в большую дружбу и глубокое взаимное уважение. Живя в Париже, Ю. Вревская встречалась с В. Гюго; она была знакома с поэтом Я. П. Полонским, художником И. К. Айвазовским и многими другими видными деятелями культуры.
Нельзя не подчеркнуть удивительную черту Вревской - ее верность долгу, готовность честно выполнить его до конца, несмотря на тяжелейшие условия и имевшуюся у нее возможность изменить их к лучшему. Дело в том, что сестрам милосердия предоставлялся отпуск. Этой возможностью многие сестры официально пользовались. Был предоставлен такой отпуск и Ю. Вревской, которая была измучена тяжелой, изнурительной работой. Но вместо того, чтобы отдохнуть, как она первоначально предполагала, у жившей на Кавказе сестры, она продолжает работать в Обертенике и затем снова в Бяле.
Ко всем трудностям, которые приходилось испытывать больным раненым, медицинскому персоналу присоединилась эпидемия сыпного тифа. 5 января заболела и Юлия Вревская. Ослабленный, переутомленный непосильной работой организм плохо справлялся с болезнью; тяжелая форма сыпного тифа быстро сразила ее - 24 января Ю. П. Вревская скончалась. Она лежала в одном из бараков госпиталя, о степени “благоустроенности” которого свидетельствуют слова И. С. Тургенева: “На грязи, на вонючей соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа”. Ухаживали и затем хоронили ее больные, которым она издавала все свои силы и душевную теплоту.