ВНИМАНИЕ!
Нарушено удовлетворение высших психосоциальных потребностей
При нарушении удовлетворения потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ
1) медсестра будет поддерживать пациента в комфортных условиях;
2) медсестра поможет пациенту справляться с активностью повседневной жизни (одевает, кормит, подает судно, поворачивает в постели, меняет белье и так далее);
3) медсестра создаст пациенту максимальную возможность для самостоятельного удовлетворения своих потребностей.
- При нарушении удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:
1) медсестра оценит реакцию пациента на потери и его способность адаптироваться к ним;
2) медсестра окажет психологическую поддержку пациенту;
3) медсестра поможет пациенту в его горе и в преодолении этого горя, связанного с ощущением непрерывных потерь.
4) медсестра обеспечит пациенту психологическую поддержку со стороны его родственников и близких..
Вспомните, какие потребности относятся к III, IV, V ступеням пирамиды Маслоу и методы выявления медсестрой нарушений их удовлетворения. Физические и душевные страдания неотделимы друг от друга. Беспомощность, зависимость умирающего человека от окружающих, его изолированность, объясняет необходимость психологической поддержки. Для медсестры важно отвлечь внимание пациента от лежащей в основе болезни патологии и подготовить его к тому, чтобы процесс умирания проходил как можно более легко как для самого пациента, так и для окружающих.
|
|
К желаниям пациента необходимо относится с глубоким вниманием. Соглашайтесь с решениями пациента (такими, как отказ от еды, отказ от посетителей, или, наоборот, желание их видеть), выполняйте его просьбы (в той степени, в какой это возможно). Когда пациенты слабеют, их начинает тяготить одиночество. Поэтому в данный момент забота родных, внимание друзей, посещения близкими необходимы для него. Изменения личности, возникающие в результате хронического заболевания, измененное состояние сознания часто не позволяют сообщить пациенту правду. В таких случаях умирающий не способен по-настоящему понять, о чем, собственно говоря, идет речь. Нужно следить за тем, чтобы у постели умирающего, даже находящегося в бессознательном состоянии, не прозвучали тяжело ранящие слова, не говорилось ничего обидного! Глубина потери сознания может быть переменчивой, пациент может слышать те или иные замечания.
Приводя данные исследования умирающих пациентов, Л. Уотсон говорит о пяти стадиях изменения отношения человека к собственной смерти (пять стадий горя):
• отрицание;
• гнев;
• попытка что-то сделать;
|
|
• депрессия или страх;
• примирение.
Первая реакция на смертельное заболевание обычно такова: «Нет, только не я. Это неправда». Как только пациент осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом: «Почему я, ведь мне еще так много нужно сделать?». Иногда пациент пытается совершить сделку с собой и с другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает период страха или депрессии.
Если умирающие пациенты имеют достаточно времени для того, чтобы справиться со своими страхами и примириться с неизбежностью смерти, или получат помощь от окружающих, то они нередко начинают испытывать состояние покоя и умиротворенности. Это состояние - результат психотерапии, оно скорее внушенное, нежели естественное. Ведь до внушения, до вмешательства окружающих или невольного аутотренинга разум и тело пациента отказываются принимать грядущую смерть как естественную.
Пустые разговоры друзей и посетителей только тяготят терминальных пациентов. При разговоре нужен большой такт и понимание настроения и состояния пациента.
Если у пациента отмечается выраженная реакция отрицания, если он знать не желает о смерти, то говорить об этом нельзя, это было бы ошибкой!
В сфере эмоций безнадежно больные пациенты часто становятся почти как дети: они ищут у других понимания, сочувствия и любви. Дайте им это, если сможете.
Трудной для пациента бывает стадия отрицания и гнева. Пациент раздражителен, требователен и может стать неприятным. Если поймете его состояние, Вы и здесь найдете нужные слова. Постарайтесь облегчить страх человека, близкого к смерти. Это может быть трудно, но если есть искреннее желание, поможет Ваша интуиция.
Пациенту раскрыться не так легко. Часто лучше не говорить, а слушать. Ему хочется рассказать о себе, встретить понимание и поделиться своими чувствами.
В более поздних стадиях, когда пациент уже хоть частично принял неизбежное, можно и нужно говорить открыто, он ведь все время думает об этом и многое его тревожит.
Можно рассказать ему про то, что сейчас известно науке о жизни после смерти тела, дать ему почитать книгу об этом, или, если возможно, познакомить с человеком, побывавшим «по ту сторону бытия». Не призывайте пациента стойко переносить несчастье, держаться и быть сильным. Ему лучше признаться в своих опасениях и страхах. Это рождает взаимное доверие, и он примет Ваше сочувствие, которое ему очень нужно.
Обеспечьте поддержку, дайте пациенту возможность высказать свои чувства, не препятствуйте проявлению у него чувства гнева, горя и других эмоций. Возможность обратиться к кому-либо и быть понятым помогают им справиться со своими чувствами.
Итак, при уходе за умирающими пациентами перед медсестрой стоят следующие цели:
1. Поддерживать пациента в комфортных и безопасных условиях, на сколько это возможно.
2. Создать для него максимально возможную автономию при удовлетворении своих потребностей.
3. Помочь пациенту в его горе и в преодолении этого горя, связанного с ощущением непрерывных потерь.
4. Помочь пациенту и его близким подготовиться к смерти.