Эмоциональные стадии горя

ВНИМАНИЕ!

Нарушено удов­летворение выс­ших психосоци­альных потреб­ностей

При нарушении удовлетворения потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

 

1) медсестра будет поддерживать пациента в комфортных условиях;

2) медсестра поможет пациенту справляться с активностью повседнев­ной жизни (одевает, кормит, подает судно, поворачивает в постели, меняет белье и так далее);

3) медсестра создаст пациенту максимальную возможность для самостоятельного удовлетворения своих потребностей.

- При нарушении удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНО­СТИ:

1) медсестра оценит реакцию пациента на потери и его способность адаптироваться к ним;

2) медсестра окажет психологическую поддержку пациенту;

3) медсестра поможет пациенту в его горе и в преодолении этого горя, связанного с ощущением непрерывных потерь.

4) медсестра обеспечит пациенту психологическую поддержку со сто­роны его родственников и близких..

Вспомните, какие потребности относятся к III, IV, V ступеням пирамиды Маслоу и методы выявления медсестрой нарушений их удовлетворения. Физические и душевные страдания неотделимы друг от друга. Беспо­мощность, зависимость умирающего человека от окружающих, его изо­лированность, объясняет необходимость психологической поддержки. Для медсестры важно отвлечь внимание пациента от лежащей в основе болезни патологии и подготовить его к тому, чтобы процесс умирания проходил как можно более легко как для самого пациента, так и для ок­ружающих.

К желаниям пациента необходимо относится с глубоким вниманием. Со­глашайтесь с решениями пациента (такими, как отказ от еды, отказ от посетителей, или, наоборот, желание их видеть), выполняйте его просьбы (в той степени, в какой это возможно). Когда пациенты слабеют, их на­чинает тяготить одиночество. Поэтому в данный момент забота родных, внимание друзей, посещения близкими необходимы для него. Изменения личности, возникающие в результате хронического заболева­ния, измененное состояние сознания часто не позволяют сообщить паци­енту правду. В таких случаях умирающий не способен по-настоящему понять, о чем, собственно говоря, идет речь. Нужно следить за тем, что­бы у постели умирающего, даже находящегося в бессознательном со­стоянии, не прозвучали тяжело ранящие слова, не говорилось ничего обидного! Глубина потери сознания может быть переменчивой, пациент может слышать те или иные замечания.

Приводя данные исследования умирающих пациентов, Л. Уотсон говорит о пяти стадиях изменения отношения человека к собственной смерти (пять стадий горя):

• отрицание;

• гнев;

• попытка что-то сделать;

• депрессия или страх;

• примирение.

Первая реакция на смертельное заболевание обычно такова: «Нет, только не я. Это неправда». Как только пациент осознает реальность происхо­дящего, его отрицание сменяется гневом: «Почему я, ведь мне еще так много нужно сделать?». Иногда пациент пытается совершить сделку с собой и с другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает период страха или депрессии.

Если умирающие пациенты имеют достаточно времени для того, чтобы справиться со своими страхами и примириться с неизбежностью смерти, или получат помощь от окружающих, то они нередко начинают испыты­вать состояние покоя и умиротворенности. Это состояние - результат психотерапии, оно скорее внушенное, нежели естественное. Ведь до внушения, до вмешательства окружающих или невольного аутотренинга разум и тело пациента отказываются принимать грядущую смерть как естественную.

Пустые разговоры друзей и посетителей только тяготят терминальных пациентов. При разговоре нужен большой такт и понимание настроения и состояния пациента.

Если у пациента отмечается выраженная реакция отрицания, если он знать не желает о смерти, то говорить об этом нельзя, это было бы ошиб­кой!

В сфере эмоций безнадежно больные пациенты часто становятся почти как дети: они ищут у других понимания, сочувствия и любви. Дайте им это, если сможете.

Трудной для пациента бывает стадия отрицания и гнева. Пациент раздражителен, требователен и может стать неприятным. Если поймете его состояние, Вы и здесь найдете нужные слова. Постарайтесь облегчить страх человека, близкого к смерти. Это может быть трудно, но если есть искреннее желание, поможет Ваша интуиция.

Пациенту раскрыться не так легко. Часто лучше не говорить, а слушать. Ему хочется рассказать о себе, встретить понимание и поделиться своими чувствами.

В более поздних стадиях, когда пациент уже хоть частично принял неиз­бежное, можно и нужно говорить открыто, он ведь все время думает об этом и многое его тревожит.

Можно рассказать ему про то, что сейчас известно науке о жизни после смерти тела, дать ему почитать книгу об этом, или, если возможно, по­знакомить с человеком, побывавшим «по ту сторону бытия». Не призывайте пациента стойко переносить несчастье, держаться и быть сильным. Ему лучше признаться в своих опасениях и страхах. Это рож­дает взаимное доверие, и он примет Ваше сочувствие, которое ему очень нужно.

Обеспечьте поддержку, дайте пациенту возможность высказать свои чув­ства, не препятствуйте проявлению у него чувства гнева, горя и других эмоций. Возможность обратиться к кому-либо и быть понятым помогают им справиться со своими чувствами.

Итак, при уходе за умирающими пациентами перед медсестрой стоят следующие цели:

1. Поддерживать пациента в комфортных и безопасных условиях, на­ сколько это возможно.

2. Создать для него максимально возможную автономию при удовлетворении своих потребностей.

3. Помочь пациенту в его горе и в преодолении этого горя, связанного с ощущением непрерывных потерь.

4. Помочь пациенту и его близким подготовиться к смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: