Эмпириокритицизм. Основное содержание эмпириокритицизма (философии «критического опыта») составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом (1837-1885)

Основное содержание эмпириокритицизма (философии «критического опыта») составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом (1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838-1916). Но главным и наиболее известным представителем второго позитивизма суждено было стать Э.Маху – не случайно, поэтому это философское направление называют также махизмом. Именно ему эмпириокритицизм обязан своим довольно широким распространением среди естествоиспытателей в начале 20 века.

Мах подверг убедительной критике принципы ньютоновской механики, что повлияло на многих ученых (в частности на А.Эйнштейна) и оказалось адекватным методологическим запросам неклассической физики, формирующейся в то время.

Главные принципы, которые, по мнению эмпириокритиков, должны быть положены в основание научного исследования, можно свести к следующим:

1.Принцип «корреляции» (Э.Лаас) или «координации» (Р.Авенариус), то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, прежде всего, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2.Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий. Такими излишними и никчемными представлениями являются проблемы и понятия традиционной философии (вопрос о соотношении знания и реальности, понятия субстанции, закона, причины), а также те научные понятия, которые не могут быть представлены в чувственном опыте субъекта (атом, электрон). Впрочем, эмпириокритики готовы сохранить философию в качестве «научного мышления», которое должно заниматься «соединением общих понятий, найденных и очищенных специальными исследованиями» (Р. Авенариус).

3.Принцим экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого «экономии сообщения и понимания» которая, по Авенариусу, составляет «сущность науки». Экономное описание требует, в конечном счете, ограничить научное знание эмпирическим материалом. Концепция эмпириокритицизма содержала (явно и неявно) некоторые методологические инновации, которые, однако, далеко не сразу были приняты и поняты научным сообществом.

Развитие науки в начале 20 века привело ученых к отказу от чувственно-наглядной модели познания: они стали отдавать предпочтение «свободно-создаваемым понятиям» (А.Эйнштейн) и количественным результатам эксперимента, а не его чувственной данности. Это стало основной причиной потери эмпириокритицизмом своего влияния на науку (в определенной мере этому способствовало и доказательство истинности важнейших физических концепций – статистической термодинамики и атомной теории с которыми Мах постоянно боролся), его критики со стороны виднейших физиков (Л. Больцмана, М.Планка, А.Эйнштейна) и, как следствие, его замены третьей формой позитивизма – неопозитивизмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: