Исследователи рискуют, что данные, которые должны дать им знания об определенных общественных явлениях, скорее говорят о том, как люди ведут себя в роли подопытных кроликов»

Искусство использования метода опроса состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, — мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода».

В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.

Метод опроса получил широкое распространение в электоральных исследованиях в 1930-е гг. благодаря деятельности американского исследователя Дж. Гэллапа. На основе результатов опроса он за несколько месяцев до президентских выборов 1936 г. спрогнозировал победу Ф. Рузвельта. Особую известность этому исследованию обеспечил тот факт, что популярный в то время американский журнал «Literary Digest» давал совсем другой прогноз.

Существуют две основные разновидности опросов:

анкетный опрос, при котором опрашиваемый (респондент) самостоятельно заполняет бланк вопросника;

интервью, т.е. беседа, во время которой интервьюер задает вопросы респонденту и фиксирует ответы.

Достоинства и недостатки каждой разновидности опросов подробно проанализированы в социологической литературе. Обратим внимание лишь на один аспект. Любое исследование, в том числе и опросное, направлено на то, чтобы с большей вероятностью получить правильные данные и сделать корректные выводы. И даже если в ходе конкретного исследования соблюдены необходимые требования, достоверный результат еще не гарантирован в силу ряда причин. В электоральных исследованиях с использованием методов опроса всегда следует учитывать, кроме прочего, нежелательное воздействие собственно проводимого исследования. Опрашиваемый может изменить свою позицию по тому или иному вопросу, ощущая себя «под лупой» исследователя.

О. Хеллевик. Социологический метод.

Метод фокус-группы представляет собой групповое обсуждение предлагаемых ведущим (модератором) вопросов по заранее подготовленному сценарию. Этот метод, по сути, близок кнестандартизованному интервью. Однако в отличие от интервьюера задача модератора — сфокусировать дискуссию на определенной теме или проблеме и управлять ходом обсуждения в соответствии с подготовленным сценарием.

В электоральных исследованиях метод фокус-группы может использоваться как средство конструирования и апробации вопросника для последующего использования в ходе опросов, при изучении влияния избирательной кампании кандидата на различные группы избирателей, для определения реакции людей на политическую рекламу, при изучении особенностей восприятия визуальной политической информации различными категориями населения и т.д.

Итак, владение методами электоральных исследований позволяет ученому или политическому технологу, содной стороны, постоянно расширять свои знания об институте выборов, а с другой стороны, адекватно оценивать электоральную ситуацию и принимать эффективные решения.

В сфере политики, к каковой относятся выборы, значительная доля процессов отличается традиционностью и повторяемостью. Действительно, при всей уникальности, скажем, каждых межгосударственных переговоров в процессе их ведения много общего: любые переговоры предполагают подготовку к ним, этап взаимодействия сторон и выполнение достигнутых договоренностей, поэтапное решение однообразных по форме задач, использование апробированных тактических приемов и т.д. В рамках таких процессов политические субъекты ориентированы на реализацию стандартного перечня целей (заданного содержанием самой деятельности), их действия до определенной степени стереотипны, а решаемые задачи — типичны. Следовательно, появляется возможность таких же стандартных способов решения этих задач, которые и обозначаются термином «политические технологии».

Политические технологии находят применение в различных политических процессах, среди которых особое место занимает избирательный процесс. Определяется это, во-первых, значением института выборов для функционирования демократической политической системы. Во-вторых, избирательная кампания отвечает всем тем условиям, которые делают возможным использование политических технологий. Кроме того, степень интереса рядовых граждан к политике в целом невысока, и большинство ограничивает свое взаимодействие с этой сферой голосованием на выборах. Поэтому не случайно политические технологии ассоциируются прежде всего с выборами. Используемые в избирательной кампании технологии принято называть избирательными.

Избирательные технологии — это совокупность средств, способов, приемов организации и проведения избирательной кампании, направленных на достижение предвыборных целей кандидата или партии в конкретной электоральной ситуации.

Избирательные технологии обладают рядом характерных признаков, которые в основном присущи любым политическим технологиям, хотя и приобретают определенное своеобразие при использовании в избирательной кампании.

Избирательные технологии, как и любые другие, — «враг произвола». Такова их сущность. Их использование предполагает стандартизацию деятельности. Но эту характеристику избирательных технологий не стоит возводить в абсолют. В любой избирательной кампании всегда есть место нестандартным действиям и творчеству. Например, в одной из избирательных технологий главным является не следование набору формальных приемов, а как раз умение мыслить творчески — речь идет о создании лозунга кампании, непременным достоинством которого является уникальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: