Методология бюджетирования

Метод «затраты-выгоды», который используется в современном бюджетировании, появился раньше, чем программно целевое управление. Методология анализа расходов-выгод берет начало еще из классической работы французского экономиста Дюпюи в 1844 г. относительно измерения полезности общественных проектов.

Главным условием для использования именно этого метода является определение объема бюджетных расходов, которые должны учитывать возможности доходной части бюджета, и желаемые результаты, которых стремятся достичь за счет бюджетных средств. Выбор альтернатив учитывает не только перераспределение бюджетных средств между программами, но и возможности получить результаты за счет других источников или даже с использованием других рычагов государственного влияния. Примером такого выбора может быть опыт Российской Федерации, где в 2003 году начали реформировать деятельность бюджетных учреждений с целью их перевода на хозрасчет для того, чтобы ограничить лишнее перераспределение средств через бюджет. Иным способом финансирование государственных интересов является стимулированием частных инвестиций в избранные сферы. Бюджетные средства должны тратиться только при безусловной необходимости. «Во время ограниченности ресурсов следует быть уверенным, что каждый выбранный проект даст наиболее возможную отдачу с каждого потраченного ресурса».

Такое прогнозирование нуждается в применении экономико математических моделей с использованием определенных факторов влияния и получением стоимостного результата, который потом можно интерпретировать в количественные и качественные последствия. При осуществлении анализа «расходов-выгод» сложной задачей является определение будущих выгод в стоимостном выражении. Для этого важно правильно расположить приоритеты и произвести тактику их ранжирования. Одновременно следует привести к единственному стоимостному измерению, особенно в социальной сфере, получено качественные результаты, например, после осуществления социальных трансфертов. Поэтому в бюджетировании нуждается привлечение государственных служащих высокой квалификации и исполнителей (распорядителей средств) до принятия решений из вопросов перераспределения бюджетных средств.

Программно целевой подход в управлении — это метод разработки специфичних планов, достижения определенных целей, который обеспечивает четкую согласованность определенных систем мероприятий с поставленными целями за счет проведения детального анализа таких целей, основных аспектов их достижения и непосредственного включения к плану их реализации всех необходимых аспектов выполнения. Данный подход к управлению может использоваться как на микро-, так и на макроуровне, тогда как бюджетирование как технология присуще макроуровню.

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетирование является прогрессивной технологией бюджетного менеджмента, а действующая система контроля, оценки и принятия управленческих решений относительно бюджетных программ в Украине нуждается в последующем совершенствовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: