Учет продажи и прочего выбытия основных средств

Тезисы

Учет затрат на восстановление основных средств

Литература

Вопросы для самопроверки

Дайте понятие основным средствам.

Какова классификация основных средств?

Как осуществляется учет амортизации основных средств?

Опишите способы начисления амортизации.

Какие бухгалтерские записи приводятся при способах начисления амортизации?

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002.

Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002.

Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: Юристъ, 2001.

Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: Аскери-Асса, 2006.

Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэл. Принципы бухгалтерского учета: пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2003.

Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.


В чем заключается учет затрат на восстановление основных средств? Как осуществляется учет продажи и прочего выбытия основных средств? Как отражаются бухгалтерскими записями переоценка и инвентаризация основных средств?

Восстановление основных средств происходит посредством их ремонта (текущего, среднего и капитального). Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года. Основная его цель — поддержание объекта в рабочем состоянии. При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года. Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата.

Капитальный ремонт зданий и сооружений — ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

Ремонт основных средств может проводиться хозяйственным и подрядным способом.

В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают все необходимые реквизиты, работы, подлежащие выполнению, сроки ремонта, нормы времени на работы, сметную стоимость ремонта в разрезе статей.

При хозяйственном способе организация осуществляет ремонт своими силами, и все затраты по ремонту отражаются в бухгалтерском учете этого организации. Бухгалтерия на основании ведомости дефектов и наряд-заказа выписывает документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды для проведения ремонта основных средств.

В нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности предлагается на выбор один из нескольких методов отнесения затрат по капитальному ремонту на себестоимость продукции, работ, услуг.

Первый метод предполагает создание в организации ремонтно-строительной группы, затраты которой собираются на счете 23 «Вспомогательные производства», т.е. Д-23 К-10, 70 и др. В дальнейшем их списывают на затраты производства или расходы на продажу — Д-20, 44 К-23. Можно сразу расходы на ремонт отнести на себестоимость продукции или на расходы на продажу — Д-20, 43 К-10, 70 и др.

Этот метод применяется при небольших объемах ремонта и равномерных расходах в течение отчетного периода.

Второй метод предполагает образование ремонтного фонда (резерва). Он создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Ремонтный фонд». Образование резерва отражается проводкой:

Д-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

Затем фактические затраты на ремонт основных средств списываются за счет созданного резерва, т.е. составляются проводки:

Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

В конце года на счете 96 остаются суммы неиспользованного резерва, которые:

относятся на доходы Д-96 К-91 (сумма экономии или суммы, образовавшиеся в связи с сокращением объема работ);

переносятся на следующий год, если ремонт не завершен.

Третий метод предполагает отнесение фактических произведенных затрат на расходы будущих периодов. В этом случае фактически произведенные расходы на ремонт основных средств отражаются проводкой Д-97 К-10 и др. Собранные на счете 97 «Расходы будущих периодов» субсчет «Ремонтный фонд», эти затраты в дальнейшем списываются на затраты производства или расходы на продажу равномерно в течение периода ремонта, т.е. Д-20, 44 К-97.

Следует иметь в виду, что на стоимость возвратных материальных ценностей, полученных в результате проведения ремонта, уменьшается сумма затрат на капитальный ремонт, что оформляется проводками:

1) Д-10, К-23 — при первом методе;

2) Д-10, К-96 — при втором методе;

3) Д-10, К-97 — при третьем методе.

При капитальном ремонте, осуществляемом подрядным способом, все затраты по ремонту основных средств отражаются в бухгалтерском учете подрядчика. Работы осуществляются на основании договора подряда. По окончании ремонта объект принимается на основании акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). Акт подписывается работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей работы, и сдается в бухгалтерию организации. Затем акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с выполнением видов работ.

Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации, второй передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости работ. На стоимость законченных капитальных работ подрядчики представляют организации счета, на основании которых составляются проводки:

Д-т 20 «Основное производство»

или

Д-т 96 «Резерв предстоящих расходов»

или

Д-т 97 «Расходы будущих периодов»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму принятых ремонтных работ

Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — по принятым ремонтным работам

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетный счет» — при оплате счетов подрядчиков

Высшее образование в МИЭМП по специальности «Таможенное дело» дистанционно: 11900 руб. в семестр

Объекты основных средств выбывают в результате:

продажи;

списания в случае морального или физического износа;

передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

передачи по договорам мены, дарения;

списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода собственности на указанные основные средства к арендатору;

по другим причинам.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию в организациях создаются комиссии, в состав которых входят должностные лица, в том числе и главный бухгалтер.

Согласно новому Плану счетов бухгалтерского учета и принятой учетной политике организация имеет право вести учет выбытия основных средств в составе счетов 01 «Основные средства» или 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчету 3 «Выбытие основных средств».

В компетенцию комиссии входит:

осмотр объекта, подлежащего списанию;

установление причин списания объекта;

выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта;

возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта;

осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса;

составление акта на списание основных средств (форма № ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место).

Эти акты утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию. На основании оформленных актов делаются соответствующие записи по выбывшим объектам в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица в обмен на другой товар по договору мены, то такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.

Актом (накладной, форма № ОС-1) оформляется перемещение объектов внутри структурных подразделений и возврат арендуемого объекта арендодателю. В свою очередь, бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового счета.

Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91—3 «Выбытие основных средств». Рассматривая экономико-правовую сущность процесса учета по этому счету, следует обратить внимание на следующие моменты. Необходимо четко разграничивать понятия «выбытие» и «продажа основных средств».

Выбытие — это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в деятельности организации.

Продажа также рассматривается как элемент выбытия основных средств. Однако продажа означает передачу права собственности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи, обмена товарами, работами, услугами.

Операции, связанные с продажей основных средств, предполагают и налоговые обязательства. Вместе с тем некоторые операции по своей экономической и правовой природе не являются реализационными операциями (ликвидация, списание и др.). Эти объекты не должны нести на себе налогового бремени. Во всяком случае, необходимо операции по продаже основных средств отделить от операций по их выбытию.

Можно также использовать и альтернативный вариант, когда все операции по выбытию основных средств будут проводиться через счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и 91 «Прочие доходы и расходы». Данные операции могут быть отражены в учете следующими проводками: на списание первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства»

Отражение недоамортизированной стоимости объекта:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 02 «Амортизация основных средств»

Учтенная стоимость материальных ценностей, полученная в результате выбытия основных средств:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы»

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для всех случаев выбытия (продажа, списание, взносы в уставный капитал другой организации, передача для совместной деятельности, безвозмездная передача и т.д.) используется счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств».

Выбытие основных средств оформляется бухгалтерскими проводками:

Д-т 02«Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на сумму накопленной амортизации (происходит уменьшение первоначальной стоимости основных средств)

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 01«Основные средства» — на остаточную стоимость объекта

В дальнейшем в дебет 91—3 записывают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит — доходы от их выбытия:

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на продажу» и т.д. — списание затрат, связанных с продажей основных средств

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» — отражение задолженности бюджету по НДС

Д-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 91—3 «Выбытие основных средств» — записываются суммы выручки, причитающиеся к получению

Д-т 10 «Материалы»

К-т 91—3 «Выбытие основных средств» — учитываются материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов (по рыночным ценам)

По окончании отчетного периода определяют финансовый результат. Если кредитовая сумма счета 91—3 больше дебетовой, то организация получила доход:

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (это сальдо ежемесячно заключительными оборотами списывается в прибыль организации проводкой Д-т 91—9, К—т 99)

В случае получения убытка запись по счетам имеет вид:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Приведенные проводки оформляются до поступления денежных средств на расчетный счет организации, если ее учетной политикой принят метод определения выручки от продажи по отгрузке.

Списание основных средств вследствие непригодности к дальнейшему использованию:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на сумму накопленной амортизации

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на остаточную стоимость объекта

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 23 «Вспомогательное производство», «Расчеты с дебиторами и кредиторами» и другие — списание затрат по разборке объекта

Д-т 10 «Материалы»

К-т 91—3 «Выбытие основных средств» — учитываются материальные ценности, полученные в результате разборки или демонтажа списываемого объекта (учет ведется по рыночным ценам)

Определение финансового результата при ликвидации объекта ведется по счетам:

а) при получении прибыли

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — на списание дохода на субсчет сальдо (99—9)

Д-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 99 «Прибыли и убытки» — на получение прибыли

б) при наличии убытков:

Д-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 91—3 «Выбытие основных средств» — на списание расходов

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Передача основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на сумму накопленной амортизации

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на остаточную стоимость объекта;

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательные производства» и др. — по расходам, связанным с передачей основных средств;

Д-т 58 «Финансовые вложения»

К-т 91—3 «Выбытие основных средств» — по суммам вклада на договорную стоимость основных средств.

Отражение финансовых результатов по счетам бухгалтерского учета имеет вид:

а) при получении прибыли:

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — на списание доходов

Д-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 99 «Прибыли и убытки» — на полученную прибыль

б) при получении убытка:

Д-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 91—3 «Выбытие основных средств» — на списание расходов

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — на сумму полученных убытков

Безвозмездная передача основных средств:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на сумму накопленной амортизации

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на остаточную стоимость объекта

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» — по начислениям НДС на переданные основные средства

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 23 «Вспомогательные производства» и др. — учитываются расходы, связанные с передачей основных средств

Д-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 91—3 «Выбытие основных средств» — списываются потери от безвозмездной передачи основных средств

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — на сумму полученного убытка

Списание объектов в случае ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. Особенности бухгалтерского оформления списания объектов по перечисленным случаям заключаются в том, что убытки частично могут быть возмещены за счет резервного капитала, страхования, виновных лиц и организаций. Поэтому списание сумм убытка предварительно учитывается на счете 94 «Недосдачи и потери от порчи ценностей», а в дальнейшем относятся на соответствующие счета.

В связи с этим при выбытии основных средств используются следующие бухгалтерские проводки:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на сумму накопленной амортизации

Д-т 91—3 «Выбытие основных средств»

К-т 01 «Основные средства» — на остаточную стоимость объекта

Отражение сумм убытка в результате ликвидации объекта основных средств:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 91—3 «Выбытие основных средств»

Отражение сумм убытка полностью или частично отнесенного за счет юридических и физических лиц:

Д-т 76 «Расчет с дебиторами и кредиторами», 73 «Расчет с персоналом по прочим операциям»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Списание убытка за счет резервного капитала (если резерв создан):

Д-т 82 «Резервный капитал»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Списание убытка за счет страхового возмещения, причитающегося к получению от страховых организаций:

Д-т 76—1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (на получение денежных средств оформляются проводки Д-т 51 К-т 76)

Списание недостачи (полностью или частично) за счет расходов организации:

Д-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Списание суммы полученных убытков, возникших в результате недостачи:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91—9 «Сальдо прочих доходов и расходов»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: