Отходы производства и потребления являются одной из наиболее существенных глобальных экологических проблем современности, решение которой с течением времени становится все более необходимой. Значимость решения проблемы отходов в мировом сообществе воспринята на межгосударственном уровне, что предопределяет особую важность поиска дополнительных путей международного сотрудничества в сфере обращения с отходами, в особенности в части совершенствования правовых основ контроля за трансграничным перемещением радиоактивных и иных опасных отходов и ввозом их на территорию Российской Федерации.
Решение проблемы отходов требует выработки особых методов природоохранной деятельности Российской Федерации. С одной стороны, необходимо внедрение технологического подхода, направленного на разработку новых и применение существующих малоотходных и безотходных технологий, позволяющих минимизировать негативные последствия их воздействия на окружающую среду и использовать их в качестве дополнительных источников сырья. С другой стороны, достаточно важен правовой подход, выражающийся в оптимизации правового регулирования обращения с отходами в целях повышения эффективности всех форм контроля в данной сфере.
Понятие отходов производства и потребления и опасных отходов дается в ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства.
Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образующиеся в процессе производства продукции или выполнения работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства, а также вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, а также деловые отходы:
Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального их износа. К ним относятся также и твердые бытовые отходы (ТБО), образующиеся в результате жизнедеятельности людей.
Понятие отходов производства и потребления (отходов) является ключевым, и закрепление его легальной дефиниции в положениях Федерального закона, устанавливающего правовые основы обращения отходов, имеет большое значение для обеспечения эффективности и единообразия применения его норм. Российское законодательство об отходах производства и потребления, основываясь на положениях ряда международных правовых актов в данной сфере, трактует указанное понятие несколько иным образом.
Так, в соответствии с положениями ст. 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (г. Базель, 22 марта 1989 г.) отходами признаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. Данное определение было воспроизведено в ст. 1 Межправительственного соглашения государств - участников СНГ «О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов» (Москва, 12 апреля 1996 г.).
Законодательством отходы классифицируются на две группы - опасные отходы и иные отходы.
Под опасными отходами в соответствии с положениями Межправительственного соглашения государств - участников СНГ «О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов» следует понимать отходы (медицинские и фармацевтические отходы, цианиды, мышьяк, ртуть и их соединения, соединения меди и цинка и др.), которые не обладают рядом свойств (взрывчатостью, огнеопасностью (не являются легковоспламеняемыми и самовозгораемыми жидкостями и твердыми веществами), способностью выделять огнеопасные или токсичные газы при взаимодействии с воздухом и водой, токсичностью (ядовитостью и др.), а также отходы, которые определены опасными в соответствии с внутренним законодательством государства экспорта, импорта или транзита. При этом под «другими отходами» понимаются отходы, собираемые из жилищ (бытовые отходы), и остатки их сжигания.
Под опасными понимаются отходы, которые содержат вещества, обладающие вредными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностыо, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, либо могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для ОПС и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Деятельность по обращению с отходами включает в себя: деятельность, в процессе которой образуются отходы (т.е. деятельность, связанная с производством или потреблением); деятельность по сбору отходов; деятельность по использованию отходов; деятельность по обезвреживанию отходов; деятельность по транспортированию отходов; деятельность по размещению отходов (хранение и захоронение отходов).
Понятие «использование отходов», употребляемое данной статьей, подразумевает их применение для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Данное определение полностью отражает широкий спектр возможных направлений деятельности в сфере использования отходов производства и потребления. Между тем данное понятие встречается и в международно-правовых актах. Так, например, ст. 2 Базельской конвенции под использованием отходов понимает сбор, транспортировку и удаление опасных или других отходов, включая последующий контроль за местами удаления.
Использование отходов (вовлечение в хозяйственный оборот) - это применение вторичного сырья при производстве продукции, выполнении работ, получении энергии. К использованию отходов не относится их складирование, вывоз в отвалы и на свалки, захоронение и уничтожение отходов.
Принципы государственной политики в области обращения с отходами.
1) охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния ОПС и сохранение биологического разнообразия;
2) использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
3) комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
4) использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, чтобы уменьшить количество отходов и вовлечь их в хозяйственный оборот;
5) доступ к информации в области обращения с отходами и др.