Законодательным актом, устанавливающим правовые основы общественных отношений при обращении с отходами, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Им определены: обязательность установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (ст. 24); требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 51); права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (ст. 66).
Специальные нормы, регулирующие отношения в области обращения с отходами содержит Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В нем определено понятие «обращение с отходами» — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Использование — вовлечение отходов в хозяйственный оборот (переработка отходов в целях получения новых видов продукции). Утилизация — обезвреживание с одновременным извлечением полезных свойств, необходимых для дальнейшего производства. Под обезвреживанием понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обезвреживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Размещение — любая операция по хранению и захоронению отходов. Хранение — изоляция с учетом временной нейтрализации (складирование) отходов, направленная на снижение их опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования. Захоронение — изоляция отходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и возможности дальнейшего использования этих отходов. Объекты для размещения отходов — полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонако- пители и т. д.
|
|
Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 30 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1—IV классов опасности»1). На отходы I—IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Основными требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами являются: соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды; разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; внедрение малоотходных технологий; проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения; проведение мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставление в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами; соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, принятие неотложных мер по их ликвидации.
|
|
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г.1
Требования к объектам размещения отходов установлены в ст. 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления», согласно которой создание специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Запрещается захоронение отходов на территориях городских и сельских поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Все объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N® 801 и от 30 мая 2001 г. № 162 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03 и соответственно санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01. Правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления. Эти требования не распространяются на полигоны захоронения радиоактивных отходов; полигоны твердых бытовых и смешанных отходов; могильники для органических веществ и трупов животных; склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных препаратов и пестицидов.
За деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрен государственный надзор, производственный и общественный контроль. Государственный экологический надзор, в том числе и в области обращения с отходами, осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.
|
|
Правовые нормы, регулирующие деятельность по обращению с отходами производства и потребления в Российской Федерации, содержатся, помимо федеральных законов, в подзаконных актах и в законодательстве субъектов РФ. В ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»3 установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию.
транспортировке, хранению, захоронению и утилизации отходов производства и потребления. Отношения при обращении с отходами горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств регулируются Законом РФ О недрах», где рассматриваются вопросы пользования недрами, в том числе для захоронения отходов (ст. 9, 10, 16, 23). Правовое регулирование предупреждении негативного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется также в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», согласно которому договоры, предусматривающие использование отходов производства, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе (ст. 11, 12). Отношения при размещении и захоронении отходов в водных объектах регулируются водным законодательством. Водным кодексом РФ запрещены сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96), а также засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами (ст. 101). Федеральным законом от 31 июля 1998 1 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»1 запрещаются захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 37). Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. М 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»2 установлено, что перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях мореплавателям», а также, что захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только на основании разрешения, выдаче которою должна предшествовать государственная экологическая экспертиза, и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов (ст. 34).
|
|
Органы местного самоуправления, в свою очередь, разрабатывают планы мероприятий по исполнению региональных иелевых программ, а также принимают муниципальные нормативные правовые акты в области обращения с отходами производства и потребления. Таким образом, законодатель дает возможность повысить роль местных администрации в строительстве и организации объектов утилизации отходов, включая очистные сооружения мусоросжигательных заводов.