Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления

Законодательным актом, устанавливающим правовые основы общественных отношений при обращении с отходами, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Им определены: обязательность установления нормативов образования отходов произ­водства и потребления и лимитов на их размещение (ст. 24); требова­ния в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 51); права, обязанности и ответствен­ность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (ст. 66).

Специальные нормы, регулирующие отношения в области обра­щения с отходами содержит Федеральный закон «Об отходах произ­водства и потребления». В нем определено понятие «обращение с отхо­дами» — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспорти­рованию, размещению отходов.

Использование — вовлечение отходов в хозяйственный оборот (переработка отходов в целях получения новых видов продукции). Утилизация — обезвреживание с одновременным извлечением по­лезных свойств, необходимых для дальнейшего производства. Под обезвреживанием понимается обработка отходов, в том числе сжига­ние и обезвреживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Размещение — любая операция по хранению и захоронению отходов. Хранение — изоляция с учетом временной ней­трализации (складирование) отходов, направленная на снижение их опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования. Захоронение — изоляция от­ходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и возможности дальнейшего использования этих отходов. Объекты для размещения отходов — полигоны по обезврежи­ванию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонако- пители и т. д.

Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I—IV клас­сов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 30 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», поста­новление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1—IV классов опасности»1). На отходы I—IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Основными требованиями, предъявляемыми к юридическим ли­цам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации пред­приятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами являются: соблюдение установленных тре­бований в области охраны окружающей среды; разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; вне­дрение малоотходных технологий; проведение инвентаризации от­ходов и объектов их размещения; проведение мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставление в установленном порядке необходимой ин­формации в области обращения с отходами; соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, приня­тие неотложных мер по их ликвидации.

Норматив образования отходов - установленное количество отхо­дов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое ко­личество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах разме­щения отходов с учетом экологической обстановки на данной терри­тории. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г.1

Требования к объектам размещения отходов установлены в ст. 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления», со­гласно которой создание специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строитель­ства объектов размещения отходов осуществляется на основе специ­альных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Запрещается захоронение отходов на территориях городских и сель­ских поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровитель­ных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также запреща­ется захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Все объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Постановлениями Главного государственного санитарного вра­ча РФ от 30 апреля 2003 г. N® 801 и от 30 мая 2001 г. № 162 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03 и соответственно санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01. Правила устанавливают гигиенические требова­ния к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезврежи­вания и захоронения отходов производства и потребления. Эти тре­бования не распространяются на полигоны захоронения радиоак­тивных отходов; полигоны твердых бытовых и смешанных отходов; могильники для органических веществ и трупов животных; склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных пре­паратов и пестицидов.

За деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрен государственный надзор, производствен­ный и общественный контроль. Государственный экологический над­зор, в том числе и в области обращения с отходами, осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.

Правовые нормы, регулирующие деятельность по обращению с отходами производства и потребления в Российской Федерации, содержатся, помимо федеральных законов, в подзаконных актах и в законодательстве субъектов РФ. В ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»3 установлены санитарно-эпидемиоло­гические требования к сбору, использованию, обезвреживанию.

транспортировке, хранению, захоронению и утилизации отходов производства и потребления. Отношения при обращении с отходами горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств регулируются Законом РФ О недрах», где рассматриваются вопросы пользования недрами, в том числе для захоронения отходов (ст. 9, 10, 16, 23). Правовое регулирование предупреждении нега­тивного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется также в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», согласно которому договоры, предусматривающие использование отходов производства, подлежат обязательной госу­дарственной экологической экспертизе (ст. 11, 12). Отношения при размещении и захоронении отходов в водных объектах регулируются водным законодательством. Водным кодексом РФ запрещены сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96), а также засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами (ст. 101). Федеральным законом от 31 июля 1998 1 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, террито­риальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»1 запре­щаются захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 37). Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. М 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»2 установлено, что перечень отходов и других материалов, запрещенных к захороне­нию на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях море­плавателям», а также, что захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только на основании раз­решения, выдаче которою должна предшествовать государственная экологическая экспертиза, и при обеспечении надежной локализа­ции захороненных отходов и других материалов (ст. 34).

Органы местного самоуправления, в свою очередь, разрабатыва­ют планы мероприятий по исполнению региональных иелевых про­грамм, а также принимают муниципальные нормативные правовые акты в области обращения с отходами производства и потребления. Таким образом, законодатель дает возможность повысить роль мест­ных администрации в строительстве и организации объектов утили­зации отходов, включая очистные сооружения мусоросжигательных заводов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: