Социально-педагогические технологии в социально-медицинской работе
Психиатрия – наука о психических (душевных) болезнях. Самую незащищенную и уязвимую категорию нашего общества составляют психиатрические больные. В настоящее время вопросы психического здоровья приобрели исключительное значение. Нервно-психические заболевания являются одной из самых серьезных социальных, медицинских и экономических проблем. Психические заболевания редко становятся причиной смерти. Поэтому большое социальное значение приобретает инвалидность при этих заболеваниях, имеющая свои особенности:
• чаще всего больные являются инвалидами первой и второй групп;
• инвалидность является более «молодой».
Всю работу с психическими больными и их семьями проводят психоневрологические диспансеры и его подразделения. Задачами таких диспансеров являются:
• выявление среди населения больных с нервно-психическими нарушениями, постановка их на учет, динамическое наблюдение и лечение;
• медико-социальный патронаж;
• социальная помощь больным;
• трудовое обучение и трудоустройство больных с остаточной трудоспособностью (совместно с органами социальной защиты);
• судебно-психиатрическая, трудовая, военная и другие виды экспертиз;
• профилактическая работа и т.д.
Начиная с 1998 года, в отделениях диспансеров появились социальные работники, которые решают социально-медицинские и социально-педагогические проблемы больных. К этим проблемам относятся:
• Идентификация личностей, поступивших в стационар в состоянии амнезии.
• Составление социальных паспортов на каждого поступившего больного.
• Восстановление утерянных паспортов.
• Восстановление в правах на незаконно проданную жилплощадь.
• Социальное обслуживание после выписки на дом, т.к. отделы соц. защиты не хотят брать на учет данную категорию больных.
• Устройство после прохождения лечения в специализированные дома-интернаты.
• Внедрение социально-педагогической программы «Модули самообразования» для всех категорий психиатрических больных.
• Организация досуга больных.
• Организация трудотерапии, как средства лечения и реабилитации, восстановление лечебно-трудовых мастерских.
• Обучение родных и близких совместному проживанию с психиатрическим больным, вступление во Всероссийское общество родственников психических больных.
• Подготовка к переходу на бригадный метод работы в психиатрии по опыту зарубежных стран.
• Правовое консультирование больных и членов их семей.
Социальные работники диспансеров проходят обучение на специализированных курсах «Общественная психиатрия».
Вторым направлением, которое уже внедряется в психоневрологических диспансерах, является обучение по внедрению программы «Модули самообразования». Эта программа предусматривает работу с разными категориями больных (по степени сохранности интеллекта) в стационаре с целью обучения их важнейшим гигиеническим и социальным навыкам, которые больные должны использовать после окончания лечения в диспансере.
Лекция4. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях