double arrow

История возникновения и основы вероучения христианства

Христианство связано с жизнью и проповеднической деятельностью Господа Иисуса Христа. Рождение Иисуса Христа было предсказано Деве Марии архангелом Гавриилом. В Вифлиеме у Девы Марии рождается Иисус Христос. Чтобы спасти младенца от царя Ирода, Мария и Иосиф бегут с ним в Египет. После возвращения из Египта, когда Иисус стал взрослым человеком, он работал плотником и каменщиком. Иосиф к тому времени умер и Иисус кормил мать трудом рук своих.

В возрасте 30 лет Христос принимает крещение у Иоанна Крестителя в реке Иордан. В течение трех лет он проповедует в Палестине, излагает принципы своего учения ученикам-апостолам. В Иерусалиме Иисус был выдан своим учеником - Иудой властям за 30 серебренников. Христос был распят, но через три дня в субботу воскрес и явился своим ученикам.

Христианство выдвигает идею греховности человека и идею спасения. Все люди грешны и имеют возможность спастись, и поэтому они равны перед Богом, независимо от их национальной или сословной принадлежности, а также степени богатства.

В культовом аспекте христианства важное место принадлежит почитанию креста. Изображения распятого на кресте Христа стали появляться в VIII-IX вв. Книга "Закон Божий" говорит, что Сын Божий (Христос) своим крестом (страданиями и смертью за грехи людей) победил как грехи, так и саму смерть. Он воскрес из мертвых и сделал крест орудием победы над грехом и смертью.

В первые века своего существования христианство претерпевало гонения со стороны властителей Римской империи. Это лишь укрепляло намерение преданных учению приверженцев христианства стоять до конца. В начале IV в н.э. при императоре Константине христианство сделалось государственной религией Римской империи. В первые века новой эры осуществляли свою деятельность "отцы церкви" Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский и другие.

Уже с III в. н.э. христианство стало постепенно разделяться на западное и восточное. Восточное христианство оформилось в Византии. В западном христианстве после распада Римской империи сильно возрос авторитет римского папы.

Внутрихристианские споры и противоречия решались на Вселенских соборах. Семь вселенских соборов прошли в период с 325 по 787 г. н. э. На них были осуждены ереси арианская, монофиситов, монофелитов, антитринитариев и т.д. Шли ожесточенные споры по поводу толкования трех основных христианских догматов: триединства Бога, воплощения Иисуса Христа и его искупительной жертвы. В середине VI в. пятый Вселенский собор обязал изображать Иисуса Христа в человеческом облике, а не в виде агнца.

На протяжении веков противоречия между западным и восточным христианством нарастали. В 1054 г. константинопольский патриарх и папа римский прокляли друг друга. Произошла Великая схизма - окончательный раскол церквей. Лишь в 1965 г. папа римский Павел VI и константинопольский патриарх Афиногор сняли взаимные анафемы с обеих церквей.

Священным Писанием христиан является Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет повествует о периоде, предшествовавшем приходу в мир Иисуса Христа. Очень важное место в Ветхом Завете играет Пятикнижие, авторство которого приписывают пророку Моисею. Ветхий Завет состоит из 50 книг. Православные выделяют 39 канонических и 11 неканонических книг. Протестанты не признают неканонические книги. В Новый Завет вошли 27 книг: четыре Евангелия, деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Многие другие произведения - Евангелия "Никодима", "от Египтян", "от Евреев", "Фомы", "Деяния Павла", "Апокалипсис Петра" и прочие не вошли в Новый Завет.

Книги Нового Завета появились после искупительного служения Спасителя - Иисуса Христа, они излагают учение Христа и Его Апостолов. Священным Преданием Православной церкви являются жития святых, труды отцов церкви, литургическая и богослужебная традиции, постановления и деяния семи Вселенских Соборов, церковное право, принципы иконографической, музыкальной и архитектурных традиций.

Подавляющее большинство христиан признают два важнейших догмата: о Святой Троице (Бог един, но Он – в трех лицах) и о двух природах Иисуса Христа: божественной и человеческой, которые являются равнозначными. Первую доктрину не признают антитринитарии (унитарианцы), вторую – монофиситы и несториане. Большинство христиан принимает и другие догматы, содержащиеся в Никео-Царьградском и Апостольском символах веры: они верят в Боговоплощение, крестную жертву Иисуса Христа, Его воскресение и вознесение на небо, а также грядущее второе пришествие, будущее воскресение мертвых и вечную жизнь после воскресения.

В христианстве сложились семь таинств. Во время совершения таинств верующие мистически приобщаются к божественной благодати. Все семь таинств признают православные и католики, хотя в совершении таинств между ними имеются различия. Эти таинства: крещение, причащение (евхаристия), миропомазание, исповедь, елеосвящение, брак, священство.

В протестантизме таинства считаются просто обрядами. Причем большинство протестантских организаций сохранили только крещение и причащение. А такие христианские конфессии, как квакеры и Армия спасения отвергают не только таинства, но и какие-либо христианские обряды.

Богослужебная практика у христиан различных направлений очень разнородна. С одной стороны имеются торжественная литургия в православии и месса в католицизме, с другой стороны – простота богослужебной практики в протестантизме (англиканская церковь занимает промежуточное положение).

В церковной организации разных христианских конфессий наблюдается большое разнообразие от жесткой централизации (Римско-католическая церковь, протестантские деноминации Армия спасения и адвентисты седьмого дня) до фактически полной независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегациональные церкви, Церкви Христа и т.д.).

Если сравнить все пять направлений христианства, то в вероисповедном и организационном отношениях едины лишь Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока (каждая в отдельности) (у католиков имеются различия в обрядности). Православие и монофиситство (каждое в отдельности) представляют определенное единство в доктринальном отношении. В организационном отношении они делятся на поместные церкви. Причем если в православных церквах различия в обрядности минимальны, то в четырех монофиситских церквах они существенны. Протестантизм не представляет единого целого ни в доктринальном, ни в культовом, ни в организационном отношении. Он распадается на большое число разных течений, которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: