Основные направления в христианстве и их особенности

Со времени своего возникновения христианство никогда не являлось единой религиозной системой. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к сложившимся местным верованиям, обычаям и традициям. Миланским эдиктом 313г. император Константин объявил христианство разрешенной религией. Христианская церковь была освобождена от податей, ей было возвращено конфискованное прежде имущество. В 324 г. христианство было официально объявлено государственной религией Римской империи.

Однако в христианстве к этому времени уже существовали так называемые ереси: ариане, духоборы, савелиане, евномиане, фотиниане, аполлинариане и др. Христологические споры велись относительно толкования 3-х основных догматов: триединства бога, боговоплощения и искупления. В ходе этих споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, в V веке от официальной церкви отделились христиане востока (монофизиты и др).

Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых 4-х автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V в. обособилось армянское духовенство.

Первый крупный раскол в христианстве произошел в 1054г., когда христианство разделилось на восточную, греко-православную церковь (православие) и западную, римско-католическую церковь (католицизм). В основе раскола лежал конфликт византийской теологии священной державы – подчиненного по отношению к монарху положения церкви – и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть. Другой важной причиной этого раскола была борьба Римского папы и константинопольского патриарха за власть над всей христианской церковью.

Второй крупный раскол в христианстве произошел в XVI-XVII веках в странах западной Европы в результате движения Реформации, в итоге которого появляется протестантизм (в переводе с лат. - возражать). Реформацией принято называть религиозно-политическое движение в XVI-XVII веках в ряде европейских государств, направленное на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме представлялось реформаторам отходом от этих идеалов. Реформационное движение было направлено против феодализма и освящавшего его католицизма. В результате реформационного движения из католицизма выделилось новое направление – протестантизм, который изначально оформился как три самостоятельные церкви: лютеранство, англиканство и кальвинизм.

Православие как одно из направлений в христианстве сложилось в результате разделения христианской церкви на восточную и западную. Оно распространено в основном в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. В настоящее время существует 15 автокефальных (самостоятельных) и канонических (взаимно признающих друг друга законными) церквей: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Израиль), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Албанская, Польская, Американская, Чешских земель и Словакии. Существуют также канонические автономные церкви - Финская (зависит от Константинопольской), Японская и Белорусская автономные церкви (зависят от Русской) и Синайская церковь (зависит от Иерусалимской).

Христианизация Руси началась с 988-989 крещением Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней. Однако новая религия не сразу распространилась и утвердилась на Руси. Вначале русская церковь была частью византийской. После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически и в 1488г. Собор русских архиереев возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону и тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской церкви.

При Борисе Годунове в России было установлено патриаршество. Первым патриархом на Руси стал в 1589г. митрополит Иов.

В ХVII веке патриарх Никон провел церковную реформу, в ходе которой внес некоторые изменения в богослужебные книги и в некоторые обряды (писать Иисус вместо Исус, креститься тремя перстами, а не двумя, почитать не только восьмиконечный крест, но и шести и четырехконечный, признание необходимости проповеди во время богослужения и т.п.). Против реформ Никона выступила часть духовенства, бояр и крестьян, получивших название старообрядцев. Русская православная церковь предала старообрядцев анафеме, которая была отменена спустя 300 лет Поместным собором в 1971г.

Основой православного вероучения являются священное писание (Библия) и священное предание (постановления первых семи Вселенских соборов IV-VIII веков, труды крупнейших церковных авторитетов-Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, которые формировали основные положения вероучения).

Православие строго следует «Символу веры», утвержденном на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах и признает все 7 таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние, венчание и соборование.

Большое значение православная церковь придает общехристианским праздникам и постам. Главным праздником является Пасха. Затем следуют так называемые двунадесятые праздники – 12 главных празднеств, из которых 9 праздников являются непреходящими – Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм богородицы, Успенье богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово. Три праздника является преходящими: Вознесение, Троица и Вход господень в Иерусалим. Затем следуют 5 праздников, именуемых великими – обрезание господне, рождество Иоанна Предтечи, Покров святой богородицы, праздник святых Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Отмечаются также престольные праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам и т.д. Не менее популярны среди русских православных и такие праздники как Николин и Ильин день, спасы (медовый, яблочный), владимирской иконы божьей матери, казанской иконы божьей матери, хотя их нет в церковном календаре. Многодневных постов в русском православии 4: Великий, Петров, Успенский, Рождественский.

Католицизм является крупнейшим, направлением в христианстве. Слово «католицизм» означает – всеобщий, вселенский.

Его истоки восходят к небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. В настоящее время католицизм распространен в Италии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Бельгии, Австралии, в государствах Латинской Америки и в США. В странах Восточной Европы католицизм распространен в Польше, Чехии и Словакии, и в Венгрии. На территории бывшего СССР последователи католического вероисповедания проживают в Литве, Латвии, Белоруссии, в западных областях Украины и частично в России.

Католицизм, также как и православие, признает все основные догматы христианства и обряды: веру в божественную троицу, веру в священное писание и священное Предание, в спасительную силу церкви, в существование бессмертной души, в загробную жизнь, в крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание, соборование.

Но католицизм имеет и ряд особенностей в вероучении, в культе и организационной структуре. Основой католического учения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов (всего – 21 соборов), кроме того папские послания и постановления.

Отличается также трактовка вопроса о филиокве. Так, православная церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-отца, а католическая, согласно решению Толедского церковного собора в 589г., провозглашает, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца и от Бога-Сына.

Католические богословы разработали учение о «сверхдолжных делах» и о «сокровищнице святых». Церковь, по учению католицизма обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел, т.е. «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях – об отпущении грехов за деньги или, что случалось реже, за какие-либо заслуги перед церковью. Православие и протестантизм отвергают это положение.

Догмат о чистилище (место, промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат особо большие – смертные – грехи, горят в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память о умершем его родные и близкие. Учение о чистилище сложилось еще в 1-ом веке. Православная и протестантские церкви учение о чистилище отвергают.

Догмат о непогрешимости папы в делах веры был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году. Римский папа считается также наместником бога на земле через апостолов Петра и Павла.

Относительно культа богородицы в католицизме следует отметить, что Дева Мария официально была провозглашена Богородицей еще на Вселенском соборе в 431г. А в 1854г. католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Анной, освободившей последнюю от «первородного греха». В 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти. В 1964г. папа Павел VI провозгласил богородицу «матерью церкви». Эти нововведения также не признаются другими направлениями христианства.

У католиков обет безбрачия (целибат), установленный папой Григорием 7-ым, обязателен для всего духовенства. В 1967г. она была подтверждена специальной энцикликой (послание) папы Павла VI «О целибате священников». В православии же обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). Однако целибат постепенно теряет статус обязательного: более 20% католического духовенства уже имеют семьи.

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но здесь также существуют обрядовые особенности. При совершении таинства крещения католики окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно церковное имя. Причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным). Для мирян допускается причащение только хлебом. Католицизм установил также нерасторжимость церковного брака. Богослужение у католиков совершается только на латинском языке и сопровождается хоровым пением и органной музыкой.

Однако, на II Ватиканском соборе (в 1962-1965 годах) начался процесс аджорнаменто – обновления, осовременивания церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке, восстановление общего моления в церкви, рекомендовано включать в мессу элементы национальной музыки и др.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Исторически сложилась дифференциация членов церкви на духовенство (клир) и рядовых верующих (мирян). По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Позже были введены новые ранги: кардинал, митрополит, патриарх, примас. Кардиналы ставятся над всем епископством. Епископа назначает папа. Главой церкви является Римский Папа. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали, а власть его выше власти Вселенских соборов.

Папу избирает коллегия кардиналов большинством не менее, чем две трети плюс один голос, при тайном голосовании. Папа избирается пожизненно. Он назначает высших иерархов: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов.

Папская курия находится в Ватикане – городе, расположенном в западной части Рима и получивший статус суверенного государства в 1929г. Город – государство Ватикан занимает 44 га и в нем проживают около 400 граждан, имеет собственные деньги, почтовые знаки, флаг, герб, гимн, вооруженные силы, тюрьму и т.д. Ватикан является международным центром католицизма. Светским главою является Папа Римский.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих церквей в XI веке. Таким образом было положено начало преодоления церковной разобщенности западных и восточных христиан, хотя результаты пока еще мало заметны.

Еще раньше, в начале XX века, получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. – «ойкумена» - вселенная). В настоящее время это движение функционирует главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является также Русская православная церковь.

Протестантизм. Если католицизм представляет собой единую церковную организацию с общим учением, а православие- совокупность автокефальных церквей с единым вероучением, то протестантизм – это совокупность самостоятельных, обладающих своими специфическими особенностями исповеданий.

Протестантизм, как уже говорилось, возник в результате реформации (в переводе с лат. – преобразование, исправление) в XVI-XVII вв. в странах Европы и распространен в Германии, Швейцарии, Англия, Франции, Голландии, Швеции, Норвегии, Финляндии, США, Канаде и в Австралии. В восточно-европейских государствах больше всего протестантов проживают в Венгрии. На территории бывшего Советского Союза существуют следующие протестантские церкви: кальвинизм (Западная Украина), лютеранство (Латвия, Эстония), а также баптизм, иеговизм, адвентизм, пятидесятничество, которые у нас по традиции принято называть сектами.

Общим для всех протестантских церквей является: признание в качестве единственного источника вероучения только Библии (Священное предание либо совсем отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию); утверждается, что божественная благодать даруется без посредничества церкви; учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа (иные способы – богоугодные дела, обряды – считаются несущественными); непризнание главенства Папы Римского в делах веры; утверждение принципа всеобщего священства, которое распространяется на всех верующих без исключения; богослужение должно состоять из проповедей, совместных молитв и пения псалмов; не признание культа Богородицы, учения о чистилище, индульгенции; отвержение монашества, крестного знамения, икон, священнических облачений. Многие протестанты соблюдают общехристианские праздники, в основном, связанные с именем И. Христа. Из 7 таинств признают только 2 - крещение и причащение.

В результате Реформации от католицизма отделилось лютеранство (в Германии), кальвинизм (в Швейцарии) и англиканство (в Англии), а затем на их основе образовались новые церкви.

Лютеранство (или евангелическая церковь) – возникло и оформилось в северных немецких княжествах. Единственным источником вероучения является Библия, но имеются и собственные писания – «Аусбургское вероисповедание» (1530), катехизы М. Лютера, «Книга согласия» (1580). Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского «Символа веры». Центральным положением вероучения лютеранства является принцип «оправдания одной верой». В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), но оно не рассматривается как таинство. Из 7 таинств признают ся только 2: крещение и причащение. В лютеранских церквах совершают также обряды конфирмации подростков 14-16 лет, что является сознательным проявлением ими веры в И. Христа, а также включение их в состав религиозного общества, и бракосочетания, но они не рассматриваются как таинства. Богослужения совершают на национальных языках и сопровождаются органной музыкой, пением церковных песен всеми прихожанами. Центральное место в богослужении занимает проповедь служителя культа. В лютеранских церквах отсутствуют иконы, но сохранены алтарь, крест, орган, свечи, облачение духовенства.

Организационную основу лютеранской церкви составляет церковная община, которая управляется выборным церковным Советом во главе с пастором, который избирается общиной или приглашается.

Лютеранская церковь отрицает и «священное предание», как источник вероучения; отрицает главенство Римского папы, учение о чистилище, об особой роли богородицы, отвергает безбрачие духовенства.

Лютеранство распространено в основном в Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, США. В 1947г. был создан Всемирный лютеранский союз.

В Библии говорится: «Праведный верою жив будет». Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации, которые он изложил в 95 тезисах. 31 октября 1517 года они были начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга. Вот некоторые из этих тезисов:

Христос, провозглашая: «Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное», свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.

Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер пытается доказать, что подлинное покаяние является длительным процессом, а не однократным действием).

Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава … (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может).

Каноны покаяния(то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых. (Здесь и в последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем).

Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. (Истинно раскаявшимся Господь прощает грехи и освобождает от вечных мук, и на это согрешивший может рассчитывать без папской грамоты.)

Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати божьей.(Лютер разъясняет, что существование «сокровищницы добрых дел» выгодно богатым, а не бедным людям, что желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией).

Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. (Мартин Лютер объясняет, что путь к спасению заключается в чистосердечном раскаянии, а не в разрешительной грамоте).

Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509-1564). Его главный труд «Наставления в христианской вере», опубликованный в 1536 году, когда протестантизм уже сложился как учение, стал основой нового религиозного направления – кальвинизма (реформаторство).

В кальвинизме отсутствует общеобязательный Символ веры, а единственным источником вероучения считается Библия. Однако, число вероисповедных документов этим не ограничивается. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Жаном Кальвином «Наставления в Христианской вере» (1536-1559), в которых систематизируются идеи М. Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское вероисповедание» (1547) и др.

Большое место в кальвинистском вероучении занимает учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные – к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи.

В кальвинистских церквах отсутствуют иконы, свечи, орган, алтарь, облачение священнические. Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Богослужение состоит из чтения и толкования Библии, пении псалмов. Руководство церкви не назначается сверху, а выбирается из прихожан. Последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Швейцарии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, Англии. Дальнейшее развитие и эволюция кальвинизма связаны с историей Англии и США.

Несколько позднее в Англии возникло движение за очищение церкви от всех элементов католического культа, за упразднение церковной иерархии и подчинение церкви королю. Это движение получило название пуританизма (от лат. «purus» - чистый). Пуритане осуждали развлечения, требовали закрытия театров, запрещали чтение книг, кроме религиозно-назидательных, одобряли трудолюбие и бережливость. Однако пуританство не было однородным и в рамках его появились следующие движения: пресвитериане и конгрегационалисты (община, религиозное братство).

Основополагающим принципом конгрегационалистов (от лат. – соединение) является полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они являются строгими пуританами. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и в ее бывших колониях.

Пресвитериане (от греч. – старейший) – умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение признать это учение государственным. Во главе церковной общины стоит пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Культовая практика состоит из молитв, проповедей пресвитера, пения псалмов. Литургия отменена, не читаются ни «Символ веры», ни «Отче наш».

В дальнейшем стремлении к объединению, усилившийся в протестантизме с конца XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформаторских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875) и Международного конгрегационалистского совета (1831г). В мире насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгрегационалистов.

Англиканство является государственной церковью Англии. В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил короля Генриха VIII главой церкви. Таким образом церковь была подчинена королевской власти. В середине века XVI века было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение «среднего пути», то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы англиканского вероучения отражены в «Книге общих молитв».

В 1571г. был утвержден Символ веры, так называемые «39 статей». В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, иерархия священнослужителей, унаследованное от католицизма, но указывается, что Священное Писание является главным источником вероучения, признается принцип спасения одной только верой, совершаются только два таинства – крещение и причащение, отвергается пресуществление; церемония ординации (наделение права быть судьей в духовных делах) не означает, что этот ритуал сообщает священнослужителю какую-то особую силу для совершения мессы; духовенство может состоять в браке.

В англиканской церкви (название употребляется с 1851г.) существуют общины, тяготеющие к реформационному, евангелическому типу и общины, ориентированные на восстановление некоторых элементов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы Марии, христианских святых). Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шотландии, США, Ирландии, Канаде, Новой Зеландии и других странах. Они входят в Англиканский Союз церквей и имеют консультативный орган – Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским с середины XIX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: