Интересы России в условиях однополярного мира
Внешнеполитическая доктрина России на современном этапе была сформулирована в выступлении Президента РФ В.В. Путина на конференции по вопросам политики безопасности (10 февраля 2007 г. в Мюнхене (Германия).
Впервые за последние 20 лет было заявлено о праве России на самостоятельный курс на мировой арене. Как заявил президент В.В. Путин: Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня.
На Западе речь В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности многих удивила. 15 лет Россия безропотно сносила доминирование Запада, а в этом году «вдруг» заявила о независимой геостратегической позиции. К этой позиции Россию подвела долгая череда явных и завуалированных попыток западных стран обеспечить свою безопасность за счет ущемления безопасности России.
При М. Горбачеве и Б. Ельцине из страшного для всех монстра Советский Союз, а затем и Россия на глазах превращались в улыбчивую и на все согласную страну третьего мира. Желаете сократить ракеты средней и меньшей дальности? Извольте — мы порежем свои СС-20 на металлолом. Желаете, чтобы мы ушли из Восточной Германии? Уже уходим. И что в результате? Когда в НАТО было 16 членов, Запад и США обещали не расширять блок за счет стран, ранее входивших в Организацию Варшавского договора. Обманули! Сейчас в НАТО входят уже 26 государств. Причем все новенькие — из «бывших наших». Теперь Грузию и Украину туда чуть ли не силком тащат. Обещали придерживаться Ялтинских соглашений о нерушимости границ в Европе — снова обманули. Сначала добились расчленения Югославии, забросали Сербию бомбами, а теперь у той же Сербии собираются забрать Косово. Возле российских границ под предлогом борьбы с терроризмом стали появляться военные базы в Узбекистане, Киргизии.
|
|
В 1972 г. СССР и США подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). И опять обман. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из него.
И вот после решения американцев разместить в Польше и Чехии противоракеты якобы для защиты от баллистических ракет Ирана и Северной Кореи терпение России лопнуло. Вполне возможно, что нашего президента взбесила именно эта неумная и циничная ложь. Ведь прекрасно известно, что иранские ракеты имеют дальность не более 1300 км, а запускать северокорейские в западном направлении — вообще нонсенс. В этой связи мюнхенское выступление В. Путина и последовавшее в развитие темы заявление начальника Генштаба ВС РФ Ю. Балуевского о возможном создании новых ракет средней дальности следует рассматривать как сигнал тем «горячим головам», которые стремятся окружить Россию военными базами и взять ее в «кольцо анаконды».
|
|
Национальные интересы любой страны являются важнейшими задачами ее внутренней и внешней политики. В современной геополитике под национальными интересами принято понимать стратегически важные цели, которые ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь. Под национальными интересами России понимаются наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие.
Всего лишь два десятилетия назад мир был идеологически и экономически расколот, а его безопасность обеспечивали огромные стратегические потенциалы двух сверхдержав — СССР и США. Глобальное противостояние отодвигало на периферию международных отношений и повестки дня крайне острые экономические и социальные вопросы. Несмотря на то, что холодная война окончилась, она оставила в наследство идеологические стереотипы, двойные стандарты, подозрительность и недоверие и иные шаблоны блокового мышления.
Предлагавшийся же после холодной войны однополярный мир тоже не состоялся. Однополярный мир — это система международных отношений, которая на практике означает наличие только одного центра власти, одного центра силы, одного центра принятия решения.
Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и в принципе невозможна. Для единоличного лидерства в современном мире не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Кроме того, сама модель является неработающей, поскольку в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации. Все, что происходит сегодня в мире — это следствие политики внедрения именно этой концепции в мировые дела — концепции однополярного мира.
Ее результатом стали односторонние, нелегитимные действия, которые не решили ни одной проблемы. Более того, они стали генератором новых человеческих трагедий и очагов напряженности: локальных войн и региональных конфликтов меньше не стало, и людей в этих конфликтах гибнет не меньше, а значительно больше, чем раньше.
Мир наблюдает почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах, военной силы — силы, ввергающей мир в пучину следующих один за одним конфликтов. В результате не хватает сил на комплексное решение ни одного из них. Становится невозможным и их политическое решение.
В международных делах все чаще встречается стремление решить тот или иной вопрос, исходя из так называемой политической целесообразности, основанной на текущей политической конъюнктуре. Это крайне опасно потому, что такая политика является катализатором гонки вооружений.
Доминирование фактора силы неизбежно подпитывает стремление ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения. Появились принципиально новые угрозы, которые и раньше были известны, но сегодня приобретают глобальный характер, такие, как терроризм. Мир подошел к рубежу, когда необходимо задуматься над всей архитектурой глобальной безопасности. В этом вопросе надо отталкиваться от поиска разумного баланса между интересами всех субъектов международного общения. Тем более сейчас, когда «международный ландшафт» столь ощутимо и столь быстро меняется — меняется за счет динамичного развития целого ряда государств и регионов. По оценкам экспертов в перспективе экономический разрыв будет только возрастать.
Растущий экономический потенциал новых центров мирового роста будет неизбежно конвертироваться в политическое влияние и будет укреплять многополярность. В этой связи серьезно возрастает роль многосторонней дипломатии. Открытость, транспарентность и предсказуемость в политике безальтернативны, а применение силы должно быть действительно исключительной мерой, такой же, как и применение смертной казни в правовых системах некоторых государств. Сегодня же, обратная картина: страны, в которых применение смертной казни запрещено даже в отношении убийц и других преступников — опасных преступников, легко идут на участие в военных операциях, которые трудно назвать легитимными.
|
|
Новые факторы геополитической нестабильности
Потенциальная опасность дестабилизации международных отношений связана и с очевидным застоем в области разоружения. Россия выступает за возобновление диалога по этому важнейшему вопросу. Достигнуты договоренности России и США о сокращении ядерных потенциалов на стратегических носителях до 1700—2200 ядерных боезарядов к 31 декабря 2012 г. Россия намерена строго выполнять взятые на себя обязательства, надеясь в свою очередь, на то, что и ее партнеры будут действовать также транспарентно и будут следовать взятым обязательствам.
В 80-е годы СССР и США подписали Договор о ликвидации целого класса ракет средней и малой дальности, но универсального характера этому документу придано не было. Сегодня такие ракеты уже имеет целый ряд стран: КНДР, Республика Корея, Индия, Иран, Пакистан, Израиль. Многие другие государства мира разрабатывают эти системы и планируют поставить их на вооружение. И только США и Россия несут обязательства не создавать подобных систем вооружений. Ясно, что в этих условиях Россия вынуждена задуматься об обеспечении своей собственной безопасности.
Нельзя допустить появления новых дестабилизирующих высокотехнологичных видов оружия, включая меры по предупреждению новых сфер конфронтации, особенно в космосе. «Звездные войны», как известно, уже не фантастика, а реальность. Еще в середине 80-х годов XX в. США на практике провели перехват собственного спутника. По мнению России, милитаризация космоса может спровоцировать непредсказуемые для мирового сообщества последствия — не меньшие, чем начало ядерной эры. Россия не раз выступала с инициативами, направленными на недопущение оружия в космос.
|
|
Вызывает озабоченность России планы США по развертыванию элементов системы противоракетной обороны в Европе. Явно противоречит законам баллистики и ссылка на возможность гипотетического пуска, например, северокорейской ракеты по территории США через Западную Европу. Иран также не угрожает Европе. У него просто нет ракет, которые способны достичь Европы. Для создания ракет с большим радиусом действия (4000—6000 км) нужна другая экономика.
НАТО выдвигает свои передовые силы к государственным границам России. Очевидно, что процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия в Европе. Против кого направлено это расширение? Ответ очевиден — против России.
После падение Берлинской стены и окончание холодной войны опять пытаются навязать уже новые разделительные линии и стены — пусть виртуальные, но разделяющие общеевропейский континент.
Иран. Многие страны с полным на то основанием хотят создавать собственную ядерную энергетику, как основу их энергетической независимости. Но Россия также понимает, что эти технологии могут быть быстро трансформированы в получение оружейных материалов. Это вызывает серьезное международное напряжение. Яркий тому пример — ситуация с иранской ядерной программой. Если международное сообщество не выработает разумного решения этого конфликта интересов, мир и дальше будут потрясать подобные дестабилизирующие кризисы, потому что пороговых стран больше, чем Иран.
Россия выступила с инициативой создания многонациональных центров по обогащению урана. Мы открыты к тому, чтобы подобные центры создавались не только в России, но и в других странах, где на легитимной основе существует мирная ядерная энергетика. Государства, желающие развивать атомную энергетику, могли бы гарантированно получать топливо через непосредственное участие в работе этих центров, конечно же, под строгим контролем МАГАТЭ.
Мир на пороге новой гонки вооружений. В Мюнхене Россия заявила о том, как не допустить появления в мире новых разделительных линий и возобновления конфронтации. Это опасность реальная. Налицо уже напряженность и страхи, подобные тем, что испытывали люди в годы, когда мир сползал к ядерному столкновению. Налицо милитаризация мышления и поведения ряда стран, ориентация на силу как главное средство обеспечения безопасности, разбухание военных бюджетов.
С каждым годом расширяются масштабы экспорта оружия. На первый взгляд вроде бы речь идет о коммерции. А на самом деле — политика с непредсказуемыми последствиями.
По данным Стокгольмского института изучения проблем соотношение сил России и США выглядит следующим образом:
- Стратегические бомбардировщики, из них современные: США — 114/21, Россия — 78/14.
- Атомные подводные лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР): США - 14, Россия - 12.
- МБР наземного базирования: США — 510, Россия — 611.
- Ударные авианосцы: США — 13, Россия — 1.
- Личный состав (млн. чел.): США — 1,4, Россия —1,2.
-Танки, из них современные: США - 14 000/5000, Россия - 20 000/300.
При первом взгляде на соотношение российской и американской военной мощи кажется, что по многим показателям у нас паритет. На самом деле нашей стране с большим трудом удается поддерживать баланс сил даже в области ядерной триады (три первые позиции). Хотя и здесь при сопоставимом числе атомных подводных лодок российские ракетоносцы выходят в море эпизодически, в то время как существенная часть американских все время находится под водой. Обычные вооружения у России все заметнее устаревают и сокращаются.
Россию часто несправедливо упрекают в энергетическом шантаже. На практике Россия в энергетической сфере ориентируется на создание единых для всех рыночных принципов и прозрачных условий. Очевидно, что цена на энергоносители должна определяться рынком, а не являться предметом политических спекуляций, экономического давления или шантажа. По различным оценкам, до 26% добычи нефти в России приходится на иностранный капитал. Примеров подобного широкого присутствия российского бизнеса в ключевых отраслях экономики в западных государствах нет.
В свое время Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была создана для того, чтобы рассматривать все аспекты безопасности: военно-политические, экономические, гуманитарные, причем в их взаимосвязи. Однако на практике ОБСЕ пытаются превратить в инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. Согласно основополагающим документам, в гуманитарной сфере ОБСЕ призвана оказывать странам-членам, по их просьбе, содействие в соблюдении международных норм в области прав человека Но, это не означает возможность вмешательства во внутренние дела других стран, навязывания государствам того, как они должны развиваться. Такое вмешательство делает их зависимыми и как следствие — нестабильными в политическом и экономическом плане.
Концепция национальной безопасности
В контексте концепции национальной безопасности России, которая была утверждена 10 января 2000 г. Указом Президента России, внешняя политика страны нацелена, на сотрудничество и интеграцию России в мировую политическую, экономическую и финансовую системы. При этом подчеркивается необходимость противодействия многообразным формам внешнего давления. Определенный акцент сделан на «возросшем уровне и масштабах угроз в военной сфере», связанных с изменением военной стратегии НАТО и отставанием России от ведущих стран мира в области высоких технологий. Впервые в постсоветский период в официальном государственном документе политика стран Запада открыто названа «потенциальной угрозой российской безопасности» и применение ядерного оружия считается правомерным не только в ответ на его использование агрессором, но и в случае «широкомасштабной агрессии с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников».
Такие формулировки появились в концепции национальной безопасности России в ответ на экспансионистскую политику Запада, расширяющего границы НАТО на Восток. Одновременно российское руководство серьезно беспокоят конфликты на границах государства. На юге у России складываются очень тяжелые взаимоотношения с мусульманскими странами: продолжаются военные конфликты в Закавказье, на Северном Кавказе и в Центральной Азии. Причем, наблюдается объединение мусульманского мира против России. Талибы уже воюют на Северном Кавказе, а чеченские боевики обучают талибов на своих секретных базах в горах. На Дальнем Востоке территориальный спор с Японией мешает нормальному развитию экономических и политических связей с этой крупнейшей восточной державой. Союзниками России сегодня являются такие государства, как Китай, Иран, Индия. Вместе с тем, прогнозы специалистов свидетельствуют о том, что через 10—15 лет отношения с КНР могут обостриться, потому что возникнут споры вокруг сырьевых запасов Дальнего Востока и Сибири, а также в связи с демографической экспансией Китая на Дальний Восток. В повестку дня практической политики могут быть возвращены карты, по которым Приморье принадлежит Китаю, как и ряд других районов этого региона.
Военные эксперты считают, что в новых условиях бессмысленно сравнивать силы противников по количеству дивизий, танков и артиллерии, поскольку появилось новое поколение сверхточных вооружений. Сегодня важно сравнивать возможности применения оружия, которыми обладают войска. Критерием здесь являются разведка и информация1.
Недостатком новой концепции национальной безопасности России является отсутствие понимания роли информационного фактора в обеспечении решения стратегических задач в эпоху перехода к информационному обществу. Не менее важный уровень защиты национальных интересов лежит в области морали, нравственности и культуры. Было бы серьезной ошибкой считать, что национальные интересы страны должны защищать только профессионалы. Концепция национальной безопасности должна быть обращена к каждому гражданину страны, поскольку речь идет о безопасности нации. В связи с этим концепция национальной безопасности должна выполнять функцию консолидации общества вокруг базовых ценностей, которые бы разделяло большинство граждан, несмотря. на имеющиеся между ними социальные, идейные и конфессиональные различия. К сожалению, сегодня российское общество расколото и в экономическом, и в идеологическом направлениях. Для того чтобы его консолидировать, в основу национальной безопасности должны быть положены идеи возрождения национальных традиций, исторических и духовных ценностей России, созданных плодами труда всех предшествующих поколений. В информационном обществе решить эту задачу могут только государственные средства массовой информации. Именно они должны говорить о достижениях русской культуры, пропагандировать русское искусство и уважение к национальным традициям. Прежде чем добиться уважения мирового сообщества, мы должны уважать самих себя, собственную историю и культуру. Это тоже информационный аспект концепции национальной безопасности, который необходимо активизировать в массовом сознании. Концепция национальной безопасности должна быть органично связана с национальной идеей, только тогда она может быть по-настоящему эффективной.
«Геополитика России на постсоветском пространстве»