Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е. обслуживание процесса коммуникации. Коммуникационный процесс это обмен информацией между людьми с помощью знаков, информационный аспект общения, а цель этого процесса - осознание и понимание передаваемой и получателем информации.
Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определить как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.
Каждая единица языка имеет определенное содержание и потенциально несет себе некоторый объем информации, который зависит от величины, характера и независимости данной единицы[vii]. Не только слово, но и другие единицы языка, перерабатывая содержание в информацию, становятся единицами речи. Информация единицы языка реализуется только в связном контексте.
Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Информация средствами языка начинается с экстралингвистических категорий и проходит стадии кодирования, отправления, возможных искажений, получения, декодирования, расширения, понимания, реализации, т.е. действия в соответствии с полученной информацией.
Источником информации в вербальной коммуникации, как правило, выступает говорящий или пишущий субъект (создатель сообщения).
Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, письмо, а также технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение, глобальные и локальные компьютерные сети) и те условия, в которых осуществляется посылка сигналов. Каналы иногда подразделяют на средства массовой коммуникации и межличностные каналы.
Код в случае речевого общения — это сама речь. При этом кодирование определяется как перевод информации из внутримозгового кода в языковые единицы, а декодирование — как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной информации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего как наиболее экономичное, быстрое и эффективное средство передачи сообщения.
Код при речепорождении можно также рассматривать и как средство зашифровки сообщения, т.е. средства сделать декодирование информации невозможным для тех, кто не располагает ключом к коду. В первом случай получатель знает коды и производит декодирование в определенной степени автоматизированно, что характеризует обычный язык. Во втором случае декодирование не может и не должно быть автоматизировано (например, язык художественной литературы, язык некоторых дипломатических сообщений).
Помехи и искажения применительно к речевым каналам распространения информации искажения могут быть обусловлены собственно лингвистическими, экстралингвистическими или акустико-произносительными причинами (графическим обликом сообщения в письменной речи).
Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенностью фразы (мысль в стадии оформления), чрезмерной усложненностью сообщения («заумь»), отсутствие разработанных кодов Для разных типов сообщения (например, запутанный дипломатический документ, поэтическое произведение).
Экстралингвистические помехи и искажения обусловлены, как Правило, запасом знаний получателя сообщения, перегрузкой сообщения незнакомыми сигналами. Там, где привычки и взгляды людей сформированы и приняты за основу, где они составляют систему принципов, настойчивое утверждение новых норм или ценностей может встретить серьезное сопротивление (особенно, если новая информация противоречит уже имеющейся, воспринятой ранее). Защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида, которая приемлема. Человек запоминает совпадающую с его предрасположениями информацию и не воспринимает то, что противоречит его взглядам, убеждениям.
К акустическим (графическим) помехам приводят дефекты речи, нечеткая дикция, невыразительность, слишком высокий и слишком низкий темп речи, неправильное синтагматическое членение, чрезмерная или недостаточная громкость, на письме — неправильная разбивка на абзацы, алогичная связь между членами высказывания.
Чтобы придать языку помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации – это полное или частичное повторение сообщения, которое обычно сопровождает получение новых данных и служит лишь для проверки и корректировки наших представлений. В потоке речи избыточность увеличивает время общения, порой раздражаете, но вместе с тем она помогает уловить главное, оттенить существенное, приглушить второстепенно тем самым дать возможность сконцентрировать внимание на самой информации[viii].
Получатель информации (слушающий, читающий) становится ключевым компонентом рассматриваемой модели на последних этапах передачи вербальной информации. Ради этого компонента и происходит коммуникация. Получателем может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рассредоточенные массовые аудитории. Получатель принимает сигнал и осуществляет процесс декодирования, переводя речевой код во внутреннемыслительный. Далее, как правило, следует обратная связь - реакция получателя на сообщение источника.
Эффект, результат коммуникации зависит от всех ее звеньев и каждая из них играет свою особую роль[ix].
В реальном общении целью акта коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторый планируемый результат воздействия на собеседника. Воздействие может быть явным и весомым (когда отдается приказ или задается вопрос), не оно о осуществляется и в случае, когда реплика содержит просто сообщение.
Выделяют три основных типа результатов коммуникации:
1. изменения в знаниях получателя сообщения;
2. изменение установок получателя;
3. изменение поведения получателя.
Итак, вербальная коммуникация, используя в качестве знаковой системы человеческую речь, осуществляется в форме говорения, слушания, письма и чтения. При этом модель вербальной коммуникации имеет свои особенности, связанные с особенностями канала передачи информации, процессами кодирования и декодирования, спецификой помех и искажений, что влияет на результаты коммуникативного акта.