Речь как способ передачи информации. Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е

Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е. обслуживание процесса коммуникации. Коммуникационный процесс это обмен информацией между людьми с помощью знаков, информационный аспект общения, а цель этого процесса - осознание и понимание передаваемой и получателем информации.

Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определить как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.

Каждая единица языка имеет определенное содержание и потенциально несет себе некоторый объем информации, который зависит от величины, характера и независимости данной единицы[vii]. Не только слово, но и другие единицы языка, перерабатывая со­держание в информацию, становятся единицами речи. Информация единицы языка реализуется только в связном кон­тексте.

Рассмотрим особенности основной модели передачи информа­ции с точки зрения вербальной коммуникации. Информация сред­ствами языка начинается с экстралингвистических категорий и проходит стадии кодирования, отправления, возможных искажений, получения, декодирования, расширения, понимания, реализации, т.е. действия в соответствии с полученной информацией.

Источником информации в вербальной коммуникации, как правило, выступает говорящий или пишущий субъект (создатель со­общения).

Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, письмо, а также технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение, глобальные и ло­кальные компьютерные сети) и те условия, в которых осуществля­ется посылка сигналов. Каналы иногда подразделяют на средства массовой коммуникации и межличностные каналы.

Код в случае речевого общения — это сама речь. При этом ко­дирование определяется как перевод информации из внутримозгового кода в языковые единицы, а декодирование — как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной информации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего как наиболее экономичное, быстрое и эффективное средство передачи сообщения.

Код при речепорождении можно также рассматривать и как средство зашифровки сообщения, т.е. средства сделать декодирование информации невозможным для тех, кто не располагает ключом к коду. В первом случай получатель знает коды и производит декодирование в определенной степени автоматизированно, что характеризует обычный язык. Во втором случае декодирование не может и не должно быть автоматизировано (например, язык художественной литера­туры, язык некоторых дипломатических сообщений).

Помехи и искажения приме­нительно к речевым каналам распространения информации иска­жения могут быть обусловлены собственно лингвистическими, экстралингвистическими или акустико-произносительными причи­нами (графическим обликом сообщения в письменной речи).

Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточен­ностью фразы (мысль в стадии оформления), чрезмерной услож­ненностью сообщения («заумь»), отсутствие разработанных кодов Для разных типов сообщения (например, запутанный дипломати­ческий документ, поэтическое произведение).

Экстралингвистические помехи и искажения обусловлены, как Правило, запасом знаний получателя сообщения, перегрузкой со­общения незнакомыми сигналами. Там, где привычки и взгляды людей сформированы и приняты за основу, где они составляют систему принципов, настойчивое утверждение новых норм или ценностей может встретить серьезное сопротивление (особенно, если новая информация противоречит уже имеющейся, воспринятой ранее). Защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида, которая приемлема. Человек запоминает совпадающую с его предрасположениями информацию и не воспринимает то, что противоречит его взглядам, убеждениям.

К акустическим (графическим) помехам приводят дефекты речи, нечеткая дикция, невыразительность, слишком высокий и слишком низкий темп речи, неправильное синтагматическое членение, чрезмерная или недостаточная громкость, на письме — неправильная разбивка на абзацы, алогичная связь между членами высказывания.

Чтобы придать языку помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации – это полное или частичное повторение сообщения, которое обычно сопровождает получение новых данных и служит лишь для проверки и корректировки наших представлений. В потоке речи избыточность увеличивает время общения, порой раздражаете, но вместе с тем она помогает уловить главное, оттенить существенное, приглушить второстепенно тем самым дать возможность сконцентрировать внимание на самой информации[viii].

Получатель информации (слушающий, читающий) ста­новится ключевым компонентом рассматриваемой модели на пос­ледних этапах передачи вербальной информации. Ради этого ком­понента и происходит коммуникация. Получателем может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рас­средоточенные массовые аудитории. Получатель принимает сиг­нал и осуществляет процесс декодирования, переводя речевой код во внутреннемыслительный. Далее, как правило, следует об­ратная связь - реакция получателя на сообщение источника.

Эффект, результат коммуникации зависит от всех ее звеньев и каждая из них играет свою особую роль[ix].

В реальном общении целью акта коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторый планируемый результат воздействия на собеседника. Воздействие может быть явным и весомым (когда отдается приказ или задается вопрос), не оно о осуществляется и в случае, когда реплика содержит просто сообщение.

Выделяют три основных типа результатов коммуникации:

1. изменения в знаниях получателя сообщения;

2. изменение установок получателя;

3. изменение поведения получателя.

Итак, вербальная коммуникация, используя в качестве знаковой системы человеческую речь, осуществляется в форме говорения, слушания, письма и чтения. При этом модель вербальной коммуникации имеет свои особенности, связанные с особенностями канала передачи информации, процессами кодирования и декодирования, спецификой помех и искажений, что влияет на результаты коммуникативного акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: