Межгрупповое поведение

Внутри организаций существуют группы и подгруппы, которые должны сотрудничать для достижения целей большой организации. Однако они имеют тенденцию конкурировать между собой, даже бороться за ресурсы, статус, самостоятельность и вознаграждение. Противоречие, существующие между индивидуумами, часто проявляются в отношениях между различными группами внутри организации.

Группы, как и индивидуумы, стремятся защитить, поддержать и усилить самих себя. Именно это лежит в основе формирование и развитие групп. Фазы развитие группы (рис. 30):

фаза 1. Начальная фаза формирования группы: члены группы стараются повысить свою роль, контакты осуществляются с осторожностью, соблюдаются общие правила и нормы;

фаза 2. Взаимное раскрытие: члены группы выясняют мнения, сближаются, критикуют методы работы и управления, закрепляются роли, решаются межличностные проблемы;

фаза 3. Консенсус и кооперация: члены группы воспринимают группу как единое целое, укрепляется кооперация и единство мнений;

фаза 4. Оптимальный коллектив: члены группы идентифицируют свои цели с целями группы, достигается удовлетворенность и эффективность

Рис. 30. Фазы развитие группы

Модель группового поведения представлена на рис. 31

Рис. 31. Модель группового поведения

3. Конфликты: типы, стадии, пути преодоления

Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Конфликт – это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять. Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Типы конфликта:

внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичным последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы;

межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта;

конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, а группа рассматривает такое “чрезмерное” усердие как негативное поведение;

межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты Неформальные организации, которые читают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться ответить посредством снижения производительности труда.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется:

конфликт целей – ситуация, участвующие в которой по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов;

кон­фликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует много времени;

чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участ­ников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей.

Управление конфликтной ситуацией:

выявление конфликта;

установление источника конфликта;

определение проблем в категориях целей;

определение возможных решений;

структурная и межличностная управленческая реакция на ситуацию;

оценка функциональных и дисфункциональных последствий.

Для разрешения организационных конфликтов широко исполь­зуются так называемые структурные методы управления конфлик­том внутри организации. В группу этих методов входят:

методы, связанные с использованием руководителем своего по­ложения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);

методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (диф­ференциация и автономизация подразделений);

методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплек­тующих);

методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий замес­титель, куратор или координатор и т.п.);

методы, связанные со слиянием разных подразделений и наде­лением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работ­ника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функ­циями).

4. Организационные коммуникации: значение, помехи, типы. Сеть коммуникаций

Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей.

Коммуникации – это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в небольшой группе людей.

Организационная коммуникация - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему представления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным институтам и индивидуумам за пределами организации.

Они служат необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получить всю необходимую информацию, представляет информацию, необходимую для принятия решения.

Для четкости определения коммуникации применяется ряд терминов:

семантика коммуникаций относится к значению слов и символов;

синтаксис коммуникаций указывает на взаимосвязи между символами;

прагматика коммуникаций связана с результативностью и эффективностью при достижении определенных целей.

Средства коммуникации:

несловесные персональные;

словесные устные;

письменные персональные;

письменные групповые внутри организации и за ее пределами.

Очень важно, чтобы руководитель правильно оценивал процесс расшифровки и получения информации, а также значение обратной связи (говорил на том же языке, что и подчиненный). Специалисты считают, что наиболее важным фактором, нарушающим общность в коммуникациях между источником и получателем, являются те, которые происходят в координировании и расшифровке. Когда процессы кодирования и расшифровки становятся разнородными, то коммуникации разрушаются. М.Винер назвал эту проблему энтропией, т.е. тенденцией процессов человеческого общения к распылению.

Направления коммуникаций:

используется для постановки задач, описания работ. Чем больше уровней она проходит, тем больше вероятность, что она будут искажена;

для обратной связи с целью проинформировать о результатах работы и текущих проблемах. Руководители используют данную информацию для анализа;

позволяет сохранить время и скоординировать деятельность. В данном случае такое общение является формальным и обязательным, в другом - происходит спонтанно.

Элементы коммуникации:

источник;

кодирование - обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов;

передача сигналов - форма, которую сигнал принимает;

канал - механизм передачи (телефон, собрание, неформальная связь);

расшифровка - прием (в зависимости от опыта и формы рекомендации);

обратная связь - обеспечивает точность и достоверность информации.

Помехи и барьеры (шум): отвлечения; неправильная интерпретация; семантические проблемы; статусное различие между руководителями и подчиненными; ценностная оценка (слышит только то, что хочет услышать).

Типы коммуникаций:

внутриличностная;

межличностная;

общественная коммуникация;

внутренняя оперативная коммуникация (состоит из структурированной коммуникации в пределах организации);

внешняя оперативная коммуникация;

личностная коммуникация.

Коммуникационная сеть (рис. 32) – это соединение определенным обра­зом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помо­щью информационных потоков.

Рис. 32. Типы коммуникационных сетей:
а - круг; б - цепь; в - «У»; г - колесо

Руководитель должен знать, что:

информация, не находящаяся в области опыта получателя воспринимается медленнее;

в незнакомой ситуации, работник почти автоматически выбирает ту часть опыта, которая связана с этой ситуацией;

коммуникации воспринимаются и оцениваются в свете нужд личности, области опыта работника;

даже наиболее объективная информация включает субъективные представления;

несоответствие кодирования и расшифровки вытекает из различий в области опыта источника и получателя;

один только язык не может решить проблему несоответствия кодирования и расшифровки. Для обеспечения высокой эффективности коммуникации необходима обратная связь: она может быть косвенной или прямой.

Организационные факторы, влияющие на коммуникации:

должностное положение;

стиль управления. Руководитель влияет на направление и поток информации, т.е. он может установить правила и процедуры, согласно которым информация должна передаваться в определенном направлении и в определенной последовательности;

разделение труда.

Работники лучше и конкретнее понимают свою работу, физическое расстояние между лицами при разделении труда обычно меньше.

В динамической организации необходимо учитывать поток и точность коммуникаций. В стабильных организациях, в которых происходят лишь небольшие изменения в технологии работы и персонале можно разработать систему коммуникаций благодаря рутинности передачи посланий и их содержания, что упрощает взаимопонимание между участниками.

Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, способствуя более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Такая информация нередко распространяется очень быстро, однако информация часто искажается.

https://www.hanadeeva.ru/teoria_organizacia/kyrs_leczi/index.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: