Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним

Процесс разработки и принятия решения

Тема 3.2 Управленческие решения.

Лекции 13

Цель: рассмотреть содержание этапов процесса разработки и принятия управленческого решения.

План:

1. Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним.

2. Виды управленческих решений.

3. Основные этапы разработки управленческого решения.

4. Факторы качества управленческих решений.

5. Модели и методы принятия управленческих решений.

6. Организация и контроль исполнения управленческих решений.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассмат­ривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и имеет достаточно формализованный харак­тер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

Решение - это результат мыслительной деятельности челове­ка, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям; выбор, осуществляемый из нескольких вариантов. Многие считают, что выбор - важнейшая часть процесса принятия решений, но это всего лишь одна из его частей.

Принятие решений - процесс, в течение которого члены организации выбирают конкретный порядок действий для реагирования как на проблемы, так и на возможности, с которыми они встречаются. Результатом верных решений становится порядок действий, помогающий отдельным сотрудникам, группам и организациям добиваться более высокой эффективности.

Принятие решений в организации характеризуется как:

· сознательная и целенаправленная деятельность, осущес­твляемая человеком;

· поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

· процесс взаимодействия членов организации;

· выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

· часть общего процесса управления;

· неизбежная часть ежедневной работы менеджера.

Принятие решений является важнейшей функцией менед­жеров.

Управленческое решение - творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функциони­рования управляемой системы и анализа информации о ее функциониро­вании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организаци­онно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руко­водителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Управленческое решение состав­ляет основу процесса управления.

От того, насколько качественно подготовлено управленчес­кое решение в значительной степени зависит эффективность деятельности пред­приятия.

Существуют определенные принципы выработки управленческих решений:

• всесторонняя обоснованность решения - принятие его на базе максимально полной и достоверной информации;

• законность - строгое соответствие принимаемых решений законам и нормативным актам, регламентирующим деятель­ность данной организации;

• правомочность - принимаемое решение должно находиться в пределах компетенции субъекта управления;

• соответствие - необходимость обеспечения соответствия принимаемых решений целям деятельности организации, внутренней и внешней политике государства;

• своевременность - решение должно быть принято тогда, когда этого требует развитие ситуации. Запоздалые и преждевременные решения не приносят желаемого результата, они могут усугубить и без того болезненные процессы;

• оптимальность - возможность получения при реализации решения наибольшего эффекта с наименьшей затратой сил, средств, времени;

• конкретность - точность постановки и формулировки цели, задач предстоящей деятельности, четкость изложения реше­ния, определенность в отношении исполнителей, сроков и условий исполнения;

• гибкость - возможность для исполнителя проявить иници­ативу и творчество в поиске оптимальных способов реали­зации решения в случае изменения ситуации;

• согласованность с принятыми ранее решениями - преем­ственность, непротиворечивость развития, необходимые для соблюдения традиций уважения к законам, постановлени­ям, распоряжениям;

• принцип соучастия. Важно способствовать тому, чтобы реше­ние было принято людьми, и они осознали его необходимость и приняли участие в его реализации на партнерских началах.

Как процесс управленческое решение - это поиск, группи­ровка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управлен­ческое решение - это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.

В зависимости от сферы разработки и реализации управлен­ческого решения могут использоваться разные формы.

Формы разработки управленческих решений: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, положение, правила, модели.

Формы реализации управленческих решений:: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставле­ние, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, со­вет, деловые игры (тренинги), совещания, заедания, отчет, дело­вое слово.

Таким образом, управленческое решение - это результат ана­лиза, прогнозирования, оптимизации, экономического обосно­вания и выбора альтернативы из множества вариантов для дости­жения конкретной цели управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: