Методология и методы научных исследований в сурдопедагогике

Ведущие мировоззренческие идеи сурдопедагогики отраженыв ее основополагающих методологических подходах, таких, какисторико-философский, социально- философский, философско-антропологический, и аксиологический (ценностный).

Историко-философский подходпредусматривает сохранение для современности взглядовученых прошлого времени и суждение о развитии сурдопедагогики в динамическом процессе ее становления.

Социально- философский подход –основадля изучения проблем образования людей со слуховыми дефектами в социокультурном контексте.

Философско-антропологический подход ориентирует на обобщение научных данных о людях, имеющих нарушения слуха,включая их качества, внутренниймир,социализацию и тд.

Аксиологический (ценностный) подход утверждает равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы при сохранении разнообразия культурных ценностей, равнозначность традиций. Понятийный аппаратданного подхода включает характеристику личности как субъекта ценностных отношений и объекта анализа общих категорий, таких,как значение, смысл, благо, мотивация, ориентирыи отношения.

Современнаясурдопедагогика ориентируется на признание уникальности человеческой личности,независимо от различия между собой,включая и людей, имеющих нарушения слуха.

Философско-методологическое обоснование сурдопедагогики и другие философские идеи,связанные так или иначес сурдопедагогикой,предлагает для подробного изучения дисциплина -история сурдопедагогики.

Реализациявсех имеющихся научныхподходоврасширяет теоретико-методологические возможности сурдопедагогики,углубляет исследования в этой области.

Сурдопедагогикапри изучении её предмета опирается на естественно-научные методы(эксперимент,математические методы) и методы гуманитарных наук.

Сурдопедагогика располагает системой конкретных исследовательских методов,которые используются с учетом специфики предмета самой науки и изучаемых явлений.

Эмпирические методы исследования включают методыизучения и обобщения опыта специального образования людей, имеющих нарушения слуха, и достижения сурдопедагогов. Изучение и обобщение ведётся в двух планах. Прежде всего как составная часть любого педагогического исследования, дающегосведения о реально сложившейся практике обучения и воспитания детей со слуховой депривацией, и как особый вид исследования для обобщения и распространения опыта обучения и воспитания, абилитационной, коррекционно-педагогической и реабилитационно-восстановительной помощи детям и взрослым со слуховой депривацией. Полученные данные - хорошая база для разработки научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованиюобразовательного процесса.

Изучение педагогического опыта ведётся на основе наблюдений, опроса (анкетирование, беседа), анализа документов.

Метод наблюдения отражает непосредственно фиксируемое восприятие исследуемых явлений,процессов и объектов.В сурдопедагогике используют виды наблюдения:

- основное (являетсяединственнымсбором информации);

- вспомогательное (результаты наблюдения дополняют данные,полученные другим способом);

- включённое (исследователь выполняет роль члена наблюдаемой группы, является активным участником изучаемого процесса или события,или невключенным,выполняющим функцию наблюдателя);

- открытое (скрытое)(наблюдаемые знают,что они-объект наблюдения илине подозревают,что находятся под наблюдением).

В ходе наблюдения собирается достоверный, документально-фиксируемый (описание методики проведения уроков, и других уч.ситуаций), фактический материал.Из-за трудностей установления речевых контактов с испытуемыми наблюдение может занимать ведущее место при изученииособенностей поведения,эмоциональных и речевых реакций детей с нарушенным слухом раннего и дошкольноговозраста,не получивших специальной педагогической помощи.

Опросные методы отличаются простотой проведения, но при этом требуют тщательной подготовки организации речевого общения,тщательности выбора применяемых при этом специфическихсредств. Наиболее часто применяютсятакие разновидности опросмных методов,как беседа,анкетирование,интервьюироваание.Беседа строится на диалоге исследователя с испытуемым по заранее разработанному плану. При этомв качестве собеседников могут выступать как сами неслышащие люди,так и их родители, сурдопедагоги.

Эффективность беседы зависит от создания естественной психологической обстановки,от умения исследователя правильно сформулировать вопросы и следовать составленному плану.Иногда,для достиженияконтакта с группой испытуемых возможна опора на специфические средства общения,включая жестовую речь.

Анкетирование – наиболее популярный опросный метод сбора первичных данных об изучаемых явлениях, процессах,объектах.Результат проведения анкетирования зависит от того, насколько правильно составлена анкета, от формулировок вопросов и вариантов ответов,соблюдения порядка в их предъявлении.Виды вопросов могут быть разнообразны (прямые вопросы, касающиеся сути проблемы, косвенные, не требующие прямого выявления данных по теме, личные, связанные с особенностями присущими опрашиваемому; открытые, предполагающие свободу и естественность высказываний; закрытые, комбинированные, предлагающие выбор варианта ответа из предложенных, либо дать свой ответ. В работе с детьми, имеющими нарушения слуха,целесообразно использовать закрытые вопросы анкеты,так как наличие продуманных исследователем вариантов ответов устраняет трудности самостоятельного построения речевого высказывания.

Метод анализа документов основан на предположении о том, что педагогическая и научно-исследовательская деятельность,связанная с образованием, требует знания и учета многочисленных документов (программ, планов,методических разработок,контрольных и текущих работ учащихся,характеристик, личных дел, медицинских карт,классных журналов,и т.д.).Этот метод позволяет выделить наиболее значимую информацию об изучаемом явлении, В этом случае он применяется как основной.Может применяться параллельно,в комплексе с другими методами или вспомогательно при сопоставлении выявленных в исследовании данных.

К эмпирическим методам относится также педагогический эксперимент, с помощью которого в специально созданныхусловиях изучаются педагогческие процессы,явления или объекты.

Цель эксперимента-практическая проверка научных предположений,более детальное изучение особенностейобразовательного процесса. В исследование могут включаться разныевиды эксперимента. В зависимости от условий проведения выделяются:

- естественный(вусловиях естественной среды,на уроке,в беседе,во внеурочное время);

- лаболаторный (в лаболаторных условиях, с использованием приборов и т.п.).

В зависимости от задач исследования выделяются:

- констатирующийэксперимент (служит основой дляпредварительного сбора информации об изучаемых педагогических явлениях,объектах,и т. д.; позволяет выявить особенности педагогического опыта сурдопедагогов,установить реальное состояние сформированности знаний, умений и навыков у школьников, спрогнозировать характер оказания имнеобходимой педагогическойпомощии др.

- формирующий экспериментспециаьное воздействие, в ходе которого меняются качества субъекта;

- контрольный эксперимент используется для проверки и оценки тех изменений,которые произошли в ходе выполнения задач исследования.

При проведении любого из перечисленных видов экспериментов важно обеспечить понимание испытуемыми речевойинструкции(показ,наглядность, и т.д), добиться фиксации внимания обследуемого на лице говорящего и опираться на поэтапную,дозируемую педагогическую помощь.

Важную частьэмпирических методов составляют психодиагностические тесты. Такие обследования целесообразно проводить совместно со специалистом-психологом.

В сурдопедагогикеиспользуется ряд инструментальных методов аудиологии, среди них-исследование слуха с помощью тональной и речевой аудиометрий.

Теоретические методы исследования обеспечиваютобъективную интерпретацию собранной информации.Теоретический анализ даёт возможность обнаружить связь и взаимодействие разных сторон изучаемого педагогического явления. Научный анализ всегда связан с синтезом,что помогает проникнуть в самую сущность наблюдаемых явений,выявить особенности и установить общие закономерности и правила. Теоретический уровень исследованияопределяется его структурными компонентами, такими, как проблема, гипотеза, теория.

Математическиеметодыисследования используют при оценке результатов исследований. В сурдопедагогике широкоприменяются методы математической статистики,которые помогают точно оценить результаты эксперимента,повышают надёжность выводов,выявляют количественные зависимости между изучаемыми явлениями.

Таким образом, состав методов исследования в сурдопедагогике разнообразен.Исследователям необходимоприменять их с учётом обоснованного выбора направления научного поиска,соответствуятеме,задачам и предмету исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: