Учебные планы школы глухих

Содержание общего среднегообразования в школе глухих

Образование - происходящий на протяжении жизни, мыслительной, духовной, эмоциональной, практической деятельности процесс обретения своего, присущего данному человеку образа. Это процесс формирования внутреннего мира человека (поступки, мысли, действия, эмоции, жизненная позиция). Образование, с одной стороны, источник индивидуального поиска гармонии человека с собой, обществом и природой, с другой – мощный фактор социального, экономического и духовного развития общества.

Содержание общего среднего образования – сумма знаний, умений и навыков, соответствующих современному уровню научных знаний, педагогически переработанных в основы наук. Овладение общими основами à подрастающее поколение получает возможность получать непрерывное образование, участвовать в труде и общественной жизни, выбирать профессию и т.д. Источники образования – наука, культура, производство материальных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания.

Цель образования – разностороннее духовное развитие личности, её творческих способностей, интересов, нравственных качеств.

Основные задачи общего среднего образования направлены на формирование и развитие личности, на развитие способности к ориентации в современном мире, к принятию самостоятельных решений, на воспитание гражданственности, патриотизма, личной ответственности.

Цели и задачи определяют критерии отбора содержания общего образования.

В отношении отдельного человека образование обозначает его внутреннюю сущность, уровень сформированности личностных качеств. Применительно к образовательным системам образование понимается как организованный процесс определённой педагогической деятельности, в котором выделяются две формы – обучение и воспитание.

Обучение – процесс передачи знаний, умений, навыков, представлений о типах деятельности и способах её осуществления. Воспитание – процесс передачи норм поведения, ценностных ориентаций, на основе сложившихся устойчивых общественных представлений об идеале личности.

Одним из компонентов содержания образования являются знания – способность воспринимать, сохранять, воспроизводить информацию. Знания в действии характеризуются как умения. Они обеспечивают выполнение определённой деятельности в новых условиях. Способность к автоматическому осуществлению несложных видов деятельности определяется как навык.

Опыт обучения глухих детей доказал возможность сглаживания последствий основного дефекта и получения равного со слышащими общего образования при условии специально организованной коррекционной работы.

В настоящее время глухим детям предоставлена возможность обучаться не только в специальных школах, но и в школах общего типа, в школах для слабослышащих и др. В современных условиях содержание образования глухих определяется необходимостью обеспечения глухим равных со слышащимиправ в получении образования и особенностями развития их психической деятельности. à Содержание образования должно отражать совокупность требований по объёму знаний, способам их усвоения и практического использования, социальной адаптации на каждом этапе обучения.

Успешное овладение глухими учащимися знаниями, умениями и навыками зависят от учёта их слухоречевого развития при определении содержание образования, от подготовленности их к восприятию учебного материала, от развития способности овладения социальным опытом и др. à Содержание образования глухих должно быть направленно на развитие словесной речи, полисенсорной базы, на обогащение и расширение социального опыта и овладение всеми его элементами.

Содержание образования глухих находит своё выражение в учебном плане, учебных программах, предметах, специальных учебниках.

Таким образом, содержание образования глухих характеризуется наличием в нём компонентов, направленных на формирование у них компенсаторных механизмов, усвоение знаний об окружающем мире, развитие коммуникативных способностей, становление личностных свойств и качеств. Это находит отражение в базисном учебном плане. В нём на разных этапах обучения устанавливаются соотношение пропедевтических и систематических курсов в содержании каждого учебного предмета, сочетание ведущих и вспомогательных форм речи, порядок учебной деятельности на уроках, требования к объёму и количеству упражнений и самостоятельных работ.

На основе многолетних исследований и практики деятельности школ глухих был разработан Учебный план школы для глухих и Программы коррекционных образовательных учреждений первого вида (М.: Просвещение, 1997). Срок обучения в начальной и основной школе 10-12 лет (четыре ступени обучения с последовательным развитием и усложнением содержания образования: 1 ступень – первоначальный период обучения, подготовительный класс; 2 ступень – начальная, 1-3 классы; 3 ступень – первая основная, 4-7 классы; 4 ступень – вторая основная, 8-10 классы). В базисном плане выделяются базовые (обязательные для всех) общеобразовательные предметы, трудовая и профессиональная подготовка, предметы коррекционного цикла, а также школьный компонент (занятия по выбору), факультативы. В учебном плане компоненты не раскрываются содержательно, указывается только отводимое им учебное время.

Учебный план основного общего образования для глухих является главным компонентом общего среднего образования и включает обязательный набор учебных предметов с распределением часовой нагрузки между общеобразовательными курсами, обязательными предметами по выбору учащихся (школьный компонент) и факультативами на период обучения с подготовительного по 10 класс. Учебный план обеспечивает единство школьного образования глухих, непрерывность дошкольного, начального и основного общего образования и возможность дальнейшего обучения.

Этот документ устанавливает предельно допустимую нагрузку для школьника, обеспечивает индивидуальный подход учащимся с учётом уровня их развития, личностных особенностей, условий воспитания. Базисный учебный план даёт возможность школе создавать собственный учебный план исходя из способностей и потребностей учащихся данной школы. На основе федерального базисного плана разрабатываются региональные учебные планы. Из всех часов федерального компонента в базисном плане выделяются часы на национально – региональный компонент по общеобразовательным и коррекционным курсам.

В структуре федерального базисного плана выделяются инвариантная часть (образовательные курсы, трудовая практика, коррекционные курсы) и вариативная часть (занятия по выбору учащихся – школьный компонент, факультативы).

Базисный учебный план как нормативный документ определяет:

а) продолжительность обучения (в учебных годах) на весь период получения глухими основного общего образования (10 лет с дошкольной подготовкой, 11 лет с подготовительным классом) и на каждой ступени обучения (3-4 года - начальная школа, 7 лет – основная школа);

б) недельную учебную нагрузку для общеобразовательных и коррекционных курсов, школьного компонента, факультативных занятий;

в) обязательную недельную учебную нагрузку учащегося;

г) итоговое количество учебных часов, фиксируемых государством (обязательная учебная нагрузка, факультативы, индивидуальные и групповые занятия).

На основе принципа преемственности и непрерывности образования обеспечивается целостность основного общего образования и постепенность перехода от пропедевтических учебных дисциплин к систематическим, от обучения по специальным коррекционным программам к обучению по программам общеобразовательных курсов массовой школы. Создание особой педагогически организованной слухоречевой среды позволяет учащимся усвоить требуемый программой объём знаний и подняться до уровня развития, необходимого для интеграции в обществе.

Содержание основных компонентов базисного учебного плана.

Содержание основных компонентов образования, предусмотренных базисным планом, определяется программами коррекционных учреждений для глухих детей. Глухие дети, прошедшие дошкольную подготовку поступают сразу в первый класс, и обучаются в начальной школе три учебных года.

Дальнейший путь личностного развития глухого ребёнка, усвоения им необходимого объёма образования, осмысления нравственных норм зависит от уровня сформированности словесно – логического мышления, определяющегося языковой компетенцией, позволяющей воспринимать информацию в словесном оформлении и адекватно пользоваться ею. Для этого требуются специфические способы ознакомления их с языковой действительностью, включённые в целостною сурдопедагогическую систему в целях разностороннего воздействия на сохранённые и недоразвитые психические функции.

Все общеобразовательные и коррекционные курсы направлены на:

Стимуляцию сенсорно – перцептивной (развитие восприятия слухо-зрительного и слухового);

Создание условий для широкой коммуникативной практики при использованииЗУА;

Развитие мотивации и способов использования разных видов речевой деятельности (слухо – зрительная, слуховое восприятие и устное, письменное, устно – доктильноевоспроизведение речи);

Развитие навыков планирования и прогнозирования деятельности (практической и речевой).

Каждый общеобразовательный и коррекционный курс начальной школы готовит школьников к переходу на следующую ступень и обеспечивает системное стимулирующее воздействие на психическую деятельность ребёнка, данного возраста.

Базисный план среднего звена представлен более широким спектром общеобразовательных курсов при сохранении основного набора коррекционных курсов. В старших классах базисный учебный план предусматривает полный набор общеобразовательных курсов и специальные коррекционные предметы. На данном этапе обучения уделяется большое внимание всесторонней учебной информацией по всем учебным предметам.

Усложнение коррекционных курсов выражается в расширении коммуникативной практики, в усвоении норм речевого этикета, в воспитании готовности к общению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: