Общая характеристика методов обучения

В дидактике методы обучения определяются как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение учебно-воспитательных целей ирешение дидактических задач. В методах обучения находят свое отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы и формыобучения. Методы в свою очередь оказывают влияние на развитиеэтих категорий, задавая темп развития дидактической системе.

Метод выступает нормативной моделью деятельности, определяя рациональный и оптимальный путь решения соответствующих задач (В.А. Сластенин). Деятельность, построенная на основе метода, эффективна и оптимальна, так как в ней учитываются закономерности и принципы, которые трансформируются в соответствующие приемы, помогающие раскрыть возможностишкольника в определенном виде деятельности.

Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила, а значит и свои методы. Обучение предполагает два основных вида деятельности – преподавание и учение, проявляющиеся в их диалектическом единстве. Поэтому более правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения (методов преподавания и учения), который в отечественной дидактике представлен в работах М.М. Левиной, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой и др. Он позволяет реализовать один из важнейших методологических принципов педагогики – принцип личностно-деятельностного подхода к изучениюпедагогических явлений.

Методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих имправил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемыхв процессе решения дидактических задач.

Методы учения – это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих имправил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решенияопределенных учебных задач.

Данные определения требуют разграничения понятий «метод», «прием», «правило». Ф.Ф. Королев и В.Е. Гмурман указываетподвижность и изменчивость границ между этими понятиями. Каждый метод складывается из отдельных элементов, которые и называются методическими приемами. Прием, как элемент метода составляет систему наиболее рациональных действий.

По отношению к методуприемы носят частный, подчиненный характер. Приём и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приёма решается не вся педагогическая или учебная задача, а лишь ее часть. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах,и,наоборот, один и тотже методу разных учителей может включать различные приёмы.

Методы обучения и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Водних обстоятельствахметод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методовубеждения, и в то же время она может бытьметодическим приемомна различных этапах реализации метода приучения.

Метод, включая в себя ряд приемов, вместе с тем не является ихпростой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придаютиндивидуальный характер их деятельности. Используя разнообразные приемы, можно придать большую динамичность процессу обучения.

Правило - это нормативное предписаниеилиуказание нана то, какойвыбрать метод, чтобы деятельность оказаласьоптимальной. Правило поэтому выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил длярешения определенного типа задач служит уже нормативноймоделью метода. Насчитывается более 50 методов обучения, и это значительно затрудняет их выбор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: