Специфика индийской философии

Древняя Индия

Основные школы древнекитайской философии

Нумерология в Китае

Особенности китайской философии

Древний Китай

Концепции возникновения философии

· Религиогенная концепция (Ф. Корнфо́рд) – философия возникает из религии. Религия и философия равны по содержанию, но разнятся по форме.

· Мифогенная концепция (Дж. Томсон, А.Ф. Лосев) – философия возникает из мифологии (как наука из магии), наследуя от неё стихийно-диалектическое представление о единстве и борьбе противоположностей.

· Гносеогенная концепция (Г. Спе́нсер, А.А. Богданов) – источник в философии в знании, в первых научных представлениях об устройстве мира и человека.

· Эклектические концепции генезиса.

· Эпоха Шан (XVIII – XII вв. до н.э.)

· Чжоу – Западное Чжо́у (XII – VIII вв. до н.э.)

· Чжоу – Западное Чжоу – Лего (период «отдельных государств» на которые распадается Китай с VIII по V вв. до н.э.)

· Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго́ (эпоха «сражающихся государств» – Ци, Чу, Хань, Чжао, Вэй и Янь с V – III вв. до н.э.)

· Империя Цинь (221 – 206 гг. до н.э.)

· Империя Хань (к. III в. до н.э. – III в. н.э.)

· Обращение к набору канонических книг, которые служили источником и теоретической основой философии.

· Китайские авторы занимались толкованием, комментированием древних текстов.

· Китайская философия имеет литературно-художественную форму из-за тесной связи с историческими летописями и поэтическими сочинениями.

· В содержательном плане в китайской философии господствовали натуралистические учения и идеи.

· Нумерология играла роль логики.

«У цзин» («Пятикнижие»)
[первая половина 1-го тыс. до н.э.]

· «Шу цзин» («Книга истории» или «Канон документальных писаний»)

· «Ши цзин» («Книга песен» или «Канон стихов»)

· «И цзин» («Книга перемен»)

· «Ли цзин» («Канон благопристойности» или «Книга ритуалов»)

· Летопись «Люй ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя»)

· Символы – геометрические формы (гексаграммы и триграммы)

· Числа – цифры

· Силы («Инь – Ян»: светлое и тёмное)

· Пять элементов мироздания

o Вода

o Огонь

o Металл

o Дерево

o Почва

· «Школа Инь и Ян» (иньян цзя) – натурфилософская школа соотношения тёмного и светлого начал

· «Школа учёных» (жу цзя) – конфуцианство

· «Школа Мо» (мо цзя) – моизм, учение Мо Ди

· «Школа имён» (мин цзя)

· «Школа законов» (фа цзя) – легизм

· «Школа Пути и Благодати» (даодэ цзя) – даосизм.

· Первобытнообщинный строй аборигенов Индостана

· Протоиндийская цивилизация Хара́ппы и Мохе́нджо-Да́ро (II тыс. до н.э.)

· Арийские раннеклассовые государства века бронзы (1-я пол. I тыс. до н.э.)

· Период возвышения государства Мага́дха (сер. I тыс. до н.э.)

· Государства Мау́рья (322 – 185 гг. до н.э.)

· Творцами и носителями знания выступали жрецы-брахманы

· Индийская философия (анвикшики) появляется в результате брахманских ритуалистических диспутов

· Большое значение имело развитие логики, риторики, искусства аргументации

· Индийская мысль вобрала в себя не только идеи ариев, но и коренных народов Индостана

Древнеиндийская литература

· «Ве́ды» (букв. «знание»):

· «Риг-веда» – веда гимнов

· «Са́ма-веда» – веда напевов

· «Яжду́р-веда» – веда жертвенных формул

· «Атха́рва-веда» – веда магических заклинаний

· «Упаниша́ды» (букв. «сидеть около», т.е. у ног Учителя) – произведения религиозно-философского характера, поясняющие тайный смысл Вед.

Шрама́нская эпоха
[VI/V – V/IV вв. до н.э.]

· Шраманы (странствующие аскеты)

o Аджи́та Кесакаба́ла

o Паку́дха Качча́на

o Санджа́я Белатхипу́тта

· Адживики (от «аджива» – необычный образ жизни)

o Маккха́ли Госа́ла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: