Джон Локк. · Бог – единственная имеющаяся в мире субстанция

Этика

Онтология

· Бог – единственная имеющаяся в мире субстанция. «Кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема».

· Субстанция – это «то, что существует само в себе и представляется само через себя». Субстанция — «причина самой себя» («cáusa súi»).

· Онтологическое доказательство:

o «Существование Бога следует самым ясным и несомненным образом из самой идеи о нем».

o Идея Бога — это идея существа абсолютно совершенного.

o Но «совершенство не уничтожает существования вещи, а скорее полагает его».

o Под Богом понимается существо абсолютно бесконечное, которое в силу этой бесконечности должно содержать способность существования.

· Сущностными характеристиками субстанции являются ее атрибуты.

· Атрибут — «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность».

· Божественная субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов.

· Среди всех бесконечных атрибутов Бога человеку известны только два: протяжение и мышление.

· «Отдельные вещи составляют не что иное, как состояния или модусы атрибутов Бога».

· Модус – это «то, что существует в другом и представляется через это другое». Модусы выступают проявлениями субстанции.

· Причинами человеческого поведения являются аффекты.

· Аффекты — это «возбуждения души», они могут смешиваться друг с другом всевозможными способами, поэтому их количество невозможно определить.

· Три главных аффекта:

o желание (влечение, сопровождающееся его осознанием);

o удовольствие (состояние души, благодаря которому она переходит «к большему совершенству»);

o неудовольствие (состояние души, благодаря которому она переходит «к меньшему совершенству»).

· Добродетель состоит в действии по законам своей природы.

· Добро и зло не находятся в вещах самих по себе. Это модусы мышления, которые возникают в результате сравнения вещей.

· Важнейшая польза для человека заключается в том, чтобы сохранять свое существование.

· Самосохранение, как и любое действие, невозможно без познания. Поэтому нет добродетели без познания.

· Высшее познание, доступное человеку, — познание абсолютно бесконечного существа, т. е. Бога.

· Следовательно, «высшее благо для души есть познание Бога».

· Мудрому человеку, обладающему властью над аффектами, свойственно истинное спокойствие души.

· «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

(1632 — 1704)

· британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.

· Главные философские сочинения:

o «Опыт о человеческом разумении» (опубликован в 1690 г.);

o «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.);

o «Послания о веротерпимости» (1789 – 1704 гг.);

o «Мысли о воспитании» (1693 г.);

o «Разумность христианства» (1695 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: