Этика
Онтология
· Бог – единственная имеющаяся в мире субстанция. «Кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема».
· Субстанция – это «то, что существует само в себе и представляется само через себя». Субстанция — «причина самой себя» («cáusa súi»).
· Онтологическое доказательство:
o «Существование Бога следует самым ясным и несомненным образом из самой идеи о нем».
o Идея Бога — это идея существа абсолютно совершенного.
o Но «совершенство не уничтожает существования вещи, а скорее полагает его».
o Под Богом понимается существо абсолютно бесконечное, которое в силу этой бесконечности должно содержать способность существования.
· Сущностными характеристиками субстанции являются ее атрибуты.
· Атрибут — «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность».
· Божественная субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов.
· Среди всех бесконечных атрибутов Бога человеку известны только два: протяжение и мышление.
|
|
· «Отдельные вещи составляют не что иное, как состояния или модусы атрибутов Бога».
· Модус – это «то, что существует в другом и представляется через это другое». Модусы выступают проявлениями субстанции.
· Причинами человеческого поведения являются аффекты.
· Аффекты — это «возбуждения души», они могут смешиваться друг с другом всевозможными способами, поэтому их количество невозможно определить.
· Три главных аффекта:
o желание (влечение, сопровождающееся его осознанием);
o удовольствие (состояние души, благодаря которому она переходит «к большему совершенству»);
o неудовольствие (состояние души, благодаря которому она переходит «к меньшему совершенству»).
· Добродетель состоит в действии по законам своей природы.
· Добро и зло не находятся в вещах самих по себе. Это модусы мышления, которые возникают в результате сравнения вещей.
· Важнейшая польза для человека заключается в том, чтобы сохранять свое существование.
· Самосохранение, как и любое действие, невозможно без познания. Поэтому нет добродетели без познания.
· Высшее познание, доступное человеку, — познание абсолютно бесконечного существа, т. е. Бога.
· Следовательно, «высшее благо для души есть познание Бога».
· Мудрому человеку, обладающему властью над аффектами, свойственно истинное спокойствие души.
· «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».
(1632 — 1704)
· британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.
· Главные философские сочинения:
o «Опыт о человеческом разумении» (опубликован в 1690 г.);
o «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.);
o «Послания о веротерпимости» (1789 – 1704 гг.);
o «Мысли о воспитании» (1693 г.);
o «Разумность христианства» (1695 г.).