Государство
Политическая философия
· Научный подход к проблемам общества начинается с установления представления о естественном разуме и естественном состоянии.
· Возможно двоякое понимание концепции естественного состояния: как научной гипотезы и как представления об историческом этапе в развитии человеческого сообщества.
· В естественном состоянии все люди равны: по своей разумности, по своим притязаниям на все и по своим возможностям причинить ущерб другому, что вызывает взаимное недоверие и страх человека перед человеком.
· Следствием естественного состояния является «война всех против всех». Но в условиях войны люди не могут жить постоянно.
· Невыносимость войны требует от разума найти выход из естественного состояния и встать на путь, ведущий к устойчивому миру. Этот путь принимает вид естественных законов.
· Первый закон утверждает, что всегда следует искать мира и следовать ему, однако, если соблюдение мира невозможно, человеку позволено защищать себя всеми возможными средствами.
|
|
· Второй закон указывает на то, каким образом можно поддержать состояние мира — это взаимный отказ от права на все всех людей в равной мере ради мира и равной свободы и безопасности, то есть отказ от своего права ради другого человека.
· Взаимное перенесение права — договор — создает основу для законного и справедливого общения между людьми.
· Третий закон гласит, что люди должны выполнять соглашения, поскольку невыполнение договора означает возвращение к войне.
· Государство есть общая власть, способная обезопасить граждан от нападений извне и от внутренних распрей, которой передаются права всех граждан, настолько, насколько это ведет к миру.
· За индивидом сохраняются неотчуждаемые естественные права: право на защиту своей жизни и собственного здоровья, право следовать естественному закону, фактически, разуму.
· Суверен – это единое лицо, ответственным за действия которого путем договора сделало себя огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать их силу для мира и общей защиты.
· «Вне государства кто угодно может по праву ограбить или убить кого угодно, в государстве же это может только один человек» (суверен, носитель власти).
· С политической точки зрения ограничения человеческой свободы оправдываются тем, что если бы власть суверена отсутствовала, то, находясь вне заключенного соглашения, каждый мог бы в любой момент оказаться рабом, т. е. вообще лишиться свободы.
· Ограничения свобод в государстве зависят не от формы правления, а от слабости власти и ее несовершенства.
|
|
· Разумнее претерпеть притеснения со стороны власти, чем подвергнуть себя бедствиям войны.
· Пределы свободы подданных определяются тем, что не входит в заключенный общественный договор (свобода в выборе образа жизни, в способах воспитания детей и т.п.).
· Свободой, которая была бы свободой от необходимости, не обладает ни воля человека, ни воля животных.
Бенеди́кт Спино́за (1632 – 1677)
· Голландский философ-рационалист, монист, натуралист и пантеист.
· Основные сочинения:
o «О Боге, человеке и его счастье» (ок. 1660);
o «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей» (ок. 1662);
o «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» (1663);
o «Богословско-политический трактат» (1670);
o «Политический трактат» (не окончен, 1677);
o «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» (1677).