Особенная концепция субстанции человеческой истории

Как концентрированная сущность мира, человек персонифицирован в форме особенного (человеческий род) и единичного (индивид, личность). Поскольку человек несет в себе всю полноту всеобщего, он есть высшее особенное, особенное особенное и высшее единичное, высшая индивидуальность. Понятие рода в философии имеет два взаимосвязанных смысла: человек вообще и человечество в целом. Родовое в человеке – все, что свойственно человеку вообще, человечеству в целом и каждому индивиду. Родовые черты существуют только через реальных индивидов. Человеческий род как совокупность индивидов образует общество. Общество – это социальный способ организации и развития универсальной родовой и индивидуальной человеческой сущности как субстанции исторического процесса.

Если всеобщая концепция рассматривает субстанцию человеческой истории как высшее выражение субстанции мира, заключающей в себе потенциальную возможность и необходимость бесконечного развития, то особенная концепция раскрывает деятельностный и противоречивый характер человеческой сущности на основе социально-философских понятий (индивида, общества, общественно-экономической формации, труда, собственности и т.д.), позволяющих дать развернутое описание человеческой сущности, тех исторических модификаций, которые она приобретает в процессе саморазвития. Иными словами, человеческая сущность и история предстают в ней как процесс, который производится самими людьми.

В качестве первой предпосылки истории Маркс и Энгельс рассматривают действительных индивидов, которые утверждают свою родовую сущность посредством преобразования предметного мира, т.е. посредством труда как деятельности, в которой к собственным силам человек присоединяет силы природы. Чем более мощные силы природы присоединены к силам человека и совершеннее способ их присоединения, тем выше степень идентичности человечества своей сущности. Будучи непосредственно направленным на преобразование природы, труд в то же время служит генератором идентичности человеческой сущности, «переплавляет» бесконечное многообразие материального мира в «однокачественную» идентичную и универсаль­ную человеческую сущность.

Социальные индивиды, обладающие универсальным способом существования, главное в котором – производство собственно челове­ческого бытия и сущности, составляют непосредственную основу общества, его исходный, определяющий уровень. Как сложно организо­ванный коллектив индивидов, общество есть конкретное целое, включающее не только общее между индивидами, но и всю совокупность индивидуальных различий.

Главная особенность собственно социального материального субстрата или субстанции – тождество индивида и рода, совпадение родового и индивидуального в индивидах. Ни один биологический индивид, вид, род и т.д. не может рассматриваться как «типичное выражение» живого, как носитель всех жизненных свойств. Хотя в человеческом индивиде жизненные свойства зафиксированы с наибольшей полнотой, наибольшее совпадение индивида и рода выражено в человеке как социальном существе. В каждом социальном индивиде представлены все свойства человека вообще, рода «человек». Это тождество индивида роду лежит в основе человеческой сущности и выражает ее социальную направленность ко все большей идентич­ности человечества своей сущности. Поскольку коренная особенность труда как основного способа реализации и развития человеческой сущности заключается в том, что он осуществляется при помощи орудий труда, развитие социальных индивидов возможно лишь путем передачи достигнутого ими уровня орудиям труда, овеществления в них своих сущностных сил. Второй коренной особенностью собственно социального субстрата является то, что он существует и развивается посредством, на основе вещественного субстрата – орудий труда, преобразованных природных средств социального существования.

Понятие субстанции человеческой истории, таким образом, имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле субстанция – это собственно социальный субстрат (человеческий род и каждый индивид, организованные в общество) и его главный атрибут – материальный труд. В широком смысле в это понятие включается как собственно социальное (субстрат и атрибут), так и преобразованный природный субстрат, прежде всего орудие труда. Различие двух материальных субстратов общества – это различие природного бытия используемых человеком средств воздействия на природу и социального бытия человека. Производство себя, своей сущности и бытия осуществляется им не непосредственно, а опосредованно, на основе производства вещественного субстрата, соответствующего уровню его развития.

Логика истории определяется усложнением труда как приложения к природе сущностных сил человека, при этом их прогресс необходимо изменяет соотношение между овеществленным и живым трудом в пользу последнего, живого, а не овеществленного труда, как считал Гегель. Поэтому историческая необходимость представляет собой единство живой и овеществленной человеческой деятельности при определяющей роли первой. И, хотя люди не свободны в выборе производительных сил, именно они (а не абсолютный или иной дух) создают и развивают их.

Человеческая сущность имеет сложную структуру, которую можно представить в виде иерархической системы уровней сущностных сил, или свойств. В актуальном плане человеческая сущность включает труд как производящую материальную активность человека, сознание, или неограниченную способность познания, общение, т.е. взаимоотношения между людьми. Второй, потенциаль­ный, уровень человеческой сущности составляют способности и потребности. На основе этих базисных уровней сущностных сил человека необходимо выделить родовое и индивидуальное, коллективное и индивидуальное, свободу и ответственность, нравственное, эстетическое и т.д.

Человек – единственное в мире бытие и сущность, творящая самое себя. В иерархической системе сущностных сил человека определяющим является материальный труд как собственно производящая деятельность человека. Хотя свое бытие он производит при активном участии сознания, материальное бытие всегда оказывается сложнее его мысленного прообраза. Производящий способ существования человека и определяет возникновение сознания, а не наоборот. Являясь наивысшей формой активности материи, труд обладает способностью к самовозрастанию, превышению самого себя. Как универсальное социальное существо, человек несет в себе бесконечное многообразие мира и потому способен присоединять к своим силам любые силы природы, что делает самовозрастание труда в тенденции неограниченным, бесконечным. Мысль тоже способна к самовозрастанию, но лишь в той мере, в какой она есть правильное отражение объективного мира, материального бытия человека. Мысль сама по себе, вне зависимости от общественного бытия, не является самодостаточной, существующей в своем собственном бытии.

Рост свободы, в которой Гегель усматривал субстанцию исторического процесса, также зависит в первую очередь от содержания труда, развития его субстанции – многообразных сущностных сил человека. Пока труд диктуется нуждой, не свободен от физических потребностей людей и в большей мере направлен на их удовлетворение, об истинной свободе не может быть и речи. Только будучи направленным в первую очередь на развитие каждого индивида и его индивидуальности во всем ее богатстве, он делает возможным переход из царства необходимости в царство свободы.

«Вся история, отмечал Маркс, – есть не что иное, как непре­рывное изменение человеческой природы»[56], ее самовозрастание в силу коренного свойства труда производить больше, чем необходимо для его собственного поддержания. Производство индивидов – это производство их родовой и индивидуальной сущности, родовых и индивидуальных сущностных сил, которые находятся в единстве и противоречии. Человеческая сущность чревата внутренними противоречиями: между способностями и потребностями, трудом и мыслью, коллективностью и индивидуальностью и другими. Внутренние противоречия человеческой сущности выражаются в разделении труда, коллективной и частной собственности, борьбе классов и т.д.

Исходный уровень субстанции исторического процесса – сущностные силы человека. Исходное и фундаментальное противоречие человеческой сущности – между способностями и потребностями. Как противоположности они неравноценны: первые являются ведущим моментом, вторые – подчиненным. По Марксу, богатство страны в большей мере проявляется в превосходстве мастерства и знаний, приобретаемых длительным навыком и опытом для того, чтобы изобрести и сделать больше.

Труд как процесс связан прежде всего с реализацией способностей, обладающих наиболее сильной тенденцией к саморазвитию, с присоединением к силам человека сил природы. Необходимость превышения способностями потребностей, или, иначе, опережающего развития способностей, выступает поэтому в качестве важнейшего фактора прогрессивного развития. Более того, ни индивидуальный прогресс, ни тем более социальный, не был бы возможен без определяющего развития общей способности к труду, заключающей в себе основной импульс к творчеству, ибо одним из важнейших противоречий развития труда является противоречие между способностью к труду вообще (общей способностью) и способностью к конкретным видам труда (частными способностями).

Исторический процесс и есть процесс усложнения человеческой сущности, т.е. увеличения многообразия сущностных сил и усиления их интеграции, а не простого количественного роста. Прогрессирование, усложнение сущностных сил человека составляет основное содержание исторического процесса. Поэтому понятие субстанции исторического процесса необходимо доводить до уровня сущностных сил человека. Рост многообразия сущностных сил человека есть возникновение новых и аккумуляция (обогащение) наиболее общих (вечных) сущностных сил, а уровень роста есть функция того многообразия качеств внешнего мира, которые ассимилирует, преобразует и использует человеческий род. Чем сложнее присвоенные им в процессе труда силы природы, тем сложнее родовая и индивидуальная человеческая сущность и, соответственно, выше уровень развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: