Учение о морали

Наукоучение

Мораль

Практическая философия

· Вопросы свободы и нравственности Кант рассматривает в «Основоположении к метафизике нравов» (1785), «Критике практического разума», «Метафизике нравов» и др. работах.

· Безусловные моральные требования возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю.

· Реальность свободы воли нельзя продемонстрировать теоретическими средствами. Свобода является необходимым условием «морального закона», в существовании которого невозможно сомневаться.

· Категорический императив Канта: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

· Автономность доброй воли означает также, что человек всегда может поступать сообразно долгу.

· Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву.

· Непосредственные нравственные ориентиры дает человеку не разум, а моральное чувство, которое мы познаем совершенно a priori. Это чувство возникает при подавлении практическим разумом чувственных склонностей и имеет позитивный характер.

Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте
(1762 – 1814)

· Немецкий философ, представитель субъективного идеализма, последователь и интерпретатор философии Канта.

· Основные философские сочинения:

o «Основа общего наукоучения» (1794);

o «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности» (1795);

o «Основы естественного права» (1796);

o «Назначение человека» (1800);

o «Факты сознания» (1810).

· Наукоучение (Wisseschaftslehre) – это дисциплина, дающая ответ на вопрос о природе человеческого знания; «наука наук», обосновывающая аксиомы частных дисциплин.

· Основной принцип наукоучения – это закон тождества («А есть А»). Поскольку отождествление происходит в мышлении, то фундаментом человеческого познания оказывается принцип «Я есть Я».

· Самосознание есть единство сознающей деятельности и ее результата. Оно ничем не обусловлено, в нем обнаруживается изначальная свобода человека.

· Самосознание происходит только тогда, когда «Я» полагается как предмет наблюдения, т.е. «не-Я».

· Из противопоставления Я и не-Я выводятся категории реальности, отрицания, ограничения, взаимодействия, причины и субстанции.

· Фихте выделяет несколько реальностей духовной жизни:

o эмпирическое Я (восприятие);

o интеллигентное Я (воображение);

o практическое Я (моральная воля).

· Существует бессознательное, сверхиндивидуальное духовное начало – источник воли в человеке и природе.

· Моральный закон есть то же самое чувственное стремление, но на качественно новом уровне. Осуществление воли приносит радость и является этическим поступком.

· Каждый человек вносит свой уникальный вклад в движение мира к более совершенному состоянию. Этот вклад выражается понятием «назначения» конкретного человека. Неповторимость каждой индивидуальной воли гарантирует, что она не будет уничтожена после распада тела.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854)

· Немецкий философ, представитель романтизма, идеализма и трансцендентализма.

· Основные философские сочинения:

o «Изложение моей философской системы» (1810);

o «Дальнейшего изложения моей философской системы» (1802);

o «Бруно. Диалог» (1802);

o «Философия и религия» (1804);

o «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809);

o «Философия искусства» (лекции, читанные в Йене в 1802—1803 гг. и в Вюрцбурге в 1804—1805 гг.; изд. посмертно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: