Впечатления и идеи
Скептицизм
Онтология Беркли
Существование Бога
· Ду́хи суть простые субстанции и могут знать о своем единстве и субстанциальности при помощи «рефлексии», особого внутреннего созерцания, которое, правда, не поставляет нам «идеи», но позволяет образовывать «понятия» о своих предметах.
· Тезис о единстве и целесообразности мира позволяет ограничить количество этих воспринимающих существ одним бесконечным духом — Богом.
· Бог лишен ощущения в человеческом смысле слова. Поэтому в его восприятии находятся скорее архетипы того, что мы называем чувственными вещами. В соответствии с этими архетипами Бог порождает ряды ощущений в конечных духах.
· Под творением мира Беркли предлагал понимать откровение Бога конечным духам, тогда как мир до творения, представляет собой замкнутого в себя Бога.
· Вещи как идеи существуют в трех видах: скрытом в Боге, открытом в Боге и в виде идей ощущения в умах конечных духов.
· Метафизические размышления о духе как «истинной производящей причине движения» не должны смешиваться с физическими исследованиями «вторичных телесных причин», знание о которых может приносить конкретную пользу.
|
|
Дэвид Юм (1711 – 1776)
· Шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк, публицист.
· Основные сочинения:
o «Трактат о человеческой природе» (1739);
o «О норме вкуса» (1739—1740);
o «Моральные и политические очерки» (1741—1742);
o «Диалоги о естественной религии» (1751).
· Главным противоречием в знании, по Юму, является несогласованность, возникающая между верой в независимое от человека существование физических объектов и убежденностью разума в том, что подобные объекты не могут существовать независимо от восприятия.
· Юм скептически относился к перспективам традиционной метафизики. Строгий анализ человеческих способностей и наносит серьезный удар по спекулятивной философии, занимавшейся вещами, выходящими за пределы человеческого опыта.
· Впечатлениями Юм называет непосредственные чувственные данные, а идеи или мысли — это удержанные в уме образы впечатлений.
· Идеи, утверждает Юм, отличаются от впечатлений меньшей степенью «живости» или яркости. Идеи вторичны, скопированы с впечатлений.
· Юм выделяет два типа идей: идеи памяти и воображения. Самыми «живыми» из всех разновидностей идей являются идеи памяти. Они несут в себе остаточную силу впечатлений.
· Комбинирование идей происходит по законам ассоциации: по сходству, смежности, причинности.
· Единственным отношением, позволяющим нам достоверно выходить за границы наличного опыта при рассуждении о фактах, является отношение причинности.
|
|
· Перенос прошлого опыта на будущее происходит без какого бы то ни было рационального обоснования, инстинктивно.
· Способность, отвечающая за этот перенос, именуется Юмом «привычкой», и он причисляет привычку к всеобщим и необходимым свойствам человеческого воображения, устранение которых привело бы к полному разрушению самой человеческой природы.
Теория «Я»
· Вера в непрерывное существование тел порождается, по Юму, главным образом неявным смешением сходства с тождеством
· Сходные механизмы, утверждал Юм, порождают иллюзию тождества личности и вообще существования единого «Я».
· Субстанция, считает Юм, вообще всегда домысливается нами. Так и человеческий дух реально есть не более чем «пучок восприятий».
Французское Просвещение (XVIII век)
· Для философии французского Просвещения в целом характерен натурализм (стремление объяснять природу, исходя из нее самой).
· В теории познания просветители придерживались сенсуализма (установка, согласно которой источником всех знаний являются ощущения).
· Все знание человечества может быть систематизировано и представлено в виде единого краткого энциклопедического свода («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» была издана в 1751 — 1780 гг.)
· Просветители опирались на «здравый смысл», а главной задачей объявляли борьбу с предрассудками (в том числе религиозными) и невежеством.
· Представители французского Просвещения отрицательно характеризовали наличную социальную действительность. Особую популярность приобретает идея неотчуждаемых прав человека.
Франсуа́ Мари́ Вольте́р (1694 – 1778)
· Считая ложными существующие религии, Вольтер все же не отрицал бытие Бога. Но он критиковал христианство, которое, по его мнению, возникло в результате обмана мошенниками глупцов.
· Ссылаясь на Ньютона, Вольтер утверждал, что сотворенный мир конечен, материален, причем материя слагается из первоэлементов — атомов.
· Вольтер отрицал субстанциальность и бестелесность души. Человек — это материя, способная чувствовать и мыслить. Мышление есть атрибут, дарованный материи всемогущим Богом.
Жан-Жак Руссо́ (1712 – 1778)
· Руссо выделяет два вида неравенства: физическое и политическое. Физическое неравенство состоит в различии «телесных сил» и «умственных качеств». Политическое неравенство создано людьми и состоит в тех привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим.
· Политическое неравенство в его наличной форме противоречит естественному праву, так как не совпадает с неравенством физическим. Деспотическая власть, основанная на насилии, может быть уничтожена только силой — конец тирании должно положить восстание.
· Основой всякой законной власти соглашения между людьми. Общественный договор устанавливает политическое равенство между гражданами, гарантирует их свободу, делает возможным появление права собственности.
Шарль Луи Монтескье́ (1689—1775)
· Монтескье подверг критике клерикализм и деспотизм. Он осуждал религиозный фанатизм, жестокие столкновения между представителями различных конфессий. Абсолютной монархии он противопоставлял идеал государства, в котором общественные и частные интересы находятся в полной гармонии.
· В своем основном философском сочинении «О духе законов» (1748) Монтескье, анализируя общественную жизнь, выступил с обоснованием географического детерминизма.
· Формы правления, как и законы, устанавливаемые в различных государствах, Монтескье ставил в прямую зависимость от географической среды, важнейшими составляющими которой считал климат, почву и рельеф местности.
|
|
Дени́ Дидро́ (1713 — 1784)
· Телеологическому доказательству бытия Бога Дидро противопоставлял эволюционистские воззрения на природу (наблюдаемые в мире гармония и порядок — результат длительного развития материи, поэтому нет необходимости допускать существование Высшей причины).
· Материалистический монизм Дидро стремится обосновать ссылаясь на то, что чувствительность и движение — всеобщие свойства материи.
· Дидро защищал учение о единстве материи и движения. По его мнению, наличие силы тяготения во Вселенной доказывает способность материи к движению. Абсолютного покоя в природе не существует.
Клод Адриан Гельве́ций (1715— 1771)
· Согласно Гельвецию, природа содержит только материальные тела.
· Рассматривая свойства человека, он утверждал, что физическая чувствительность лежит в основе всех мыслей и действий.
· Нет врожденного знания; все идеи происходят от ощущений. Умственные операции сводятся к наблюдению сходств и различий между чувственными восприятиями.
· Люди от природы обладают одинаковыми умственными способностями; умственное неравенство — следствие различного воспитания. Вся человеческая жизнь — непрерывное воспитание.
Поль Анри Гольба́х (1723— 1789)
· Гольбах — систематизатор материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения. В своей теории бытия он отстаивал материалистический монизм.
· Религию создали невежество, страх и обман. Отрицая существование Бога, Гольбах заявлял, что само понятие «Бог» содержит противоречие: оно получено путем соединения моральных и метафизических атрибутов.
· Все заблуждения человека связаны с незнанием природы. Люди становятся несчастными, когда объектом своих надежд делают вымышленные существа; они утрачивают свободу, когда, вследствие незнания своей природы и своих прав, подчиняются прихотям властителей. Гольбах призывает людей подняться над «облаками предрассудков».
Лекция 10. Немецкий классический идеализм