Этика маркетинга лекарственных средств
На примере России можно проследить процесс цивилизованного контроля и регулирования рынка лекарственных средств.
Необходимость создания этических стандартов маркетинга ЛС вызвано тем, что на внедрение нового ЛС требуется, как правило, 10-12 лет исследовательской работы и многомиллионных инвестиций. Это создает предпосылки для различного рода нарушений на рынке ЛС. Особенно это характерно для наиболее видимой части маркетинга – рекламы.
Учитывая мировой опыт борьбы с рекламными нарушениями, компании – члены Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) приняли на себя обязательство соблюдать высокие этические стандарты в своей маркетинговой деятельности в России.
Для того, чтобы помочь фармацевтическим компаниям, действующим в России, развивать и применять нормы честной и ответственной маркетинговой практики, которая принимает во внимание интересы общественного здравоохранения, разработан Кодекс маркетинговой практики AIPM.
Он содержит ряд жестких требований к маркетингу рецептурных и безрецептурных ЛС и предусматривает соответствующие процедуры в целях контроля и принятия мер в отношении возможных нарушений этических норм членами ассоциации.
Контроль над соблюдением этических норм маркетинговой практики членами ассоциации заключается в следующем:
1) ни один фармацевтический продукт не может рекламироваться для использования в России, пока не будет получено разрешение на его маркетинг от соответствующего органа здравоохранения;
2) рекламные материалы для фармацевтической продукции должны быть точными, понятными, объективными и представлены в такой
форме, которая соответствовала бы не только правовым требованиям, но и высоким этическим стандартам и хорошему вкусу;
3) вся рекламно-информационная продукция перед ее распространением должна получить соответствующее разрешение органов здравоохранения или положительный отзыв специалиста.
Особые требования предъявляются к рекламе препаратов безрецептурного отпуска (ПБО), которые могут применяться для самолечения без консультации врача.
Реклама ПБО не должна:
1) создавать впечатление, что нет необходимости в медицинской консультации или хирургическом вмешательстве;
2) предлагать диагностирование или лечение по почте;
3) утверждать, что эффект от приема лекарства гарантирован, не сопровождается побочными эффектам, сильнее или равен по силе эффекту от известного метода лечения или медицинского продукта;
4) декларировать, что здоровье субъекта ухудшается без приема данного лекарства;
5) быть направлена исключительно или в основном на детей;
6) приводить к ошибочному самодиагнозу вследствие описания или детального рассказа об истории конкретной болезни;
7) утверждать, что ПБО могут излечить туберкулез, онкологические заболевания, болезни передаваемые половым путем, а также хроническую бессонницу, диабет и иные метаболические заболевания.
Члены AIPM считают, что применение Кодекса маркетинговой практики и самодисциплина являются важнейшими элементами в работе международных фармацевтических компаний в России и стран постсоветского пространства.
Одними из ближайших задач AIPM является налаживание этического регулирования и саморегулирования в деятельности интернет-аптек, так как оборот лекарств и медицинских изделий в этой сфере постоянно растет.