Правовое государство. Идеи правового государства имеют очень древнюю историю

Идеи правового государства имеют очень древнюю историю. Впервые о правовом государстве в своих философских сочинениях заговорили античные мыслители-философы: Сократ, Платон, Аристотель. Однако практической реализации правовое государство смогло достичь только в середине XX века.

Под влиянием социально-экономических процессов, после победы союзников во Второй мировой войне идеи правового государства получили второе рождение.

Что такое правовое государство? Прежде всего, необходимо последовательно провести черту между законом и правом, разграничить эти два часто отождествляемых понятия. Закон по сути – это лишь один из способов внешнего выражения права. Право само по себе является определенной философской категорией, явлением, пропитанным идеалами справедливости и добра. Закон является приказом суверена, он исходит от государства и обеспечен его силой, его неисполнение влечет наступление негативных последствий для нарушителей. Таким образом, закон может быть и неправовым. Наиболее наглядным примером является законодательство нацистской Германии, содержание которого полностью попирает все основные права и свободы человека.

Правовое государство является, по сути, труднодостижимым идеалом господства справедливости. Правовое государство строится на идеи самоограничения государством самого себя, отказа государства от произвольного вмешательства в частные дела, отказа от насилия над личностью, попирающего человеческое достоинство.

Правовое государство стремится к поддержанию легитимности на высоком уровне, обеспечивая тем самым гражданский мир и согласие среди всех своих граждан. Основными атрибутами правового государства являются:

1) равенство всех перед законом и судом;

2) эффективность и доступность для граждан правоохранительных органов и судов;

3) применение наказания только в случаях, установленных законом

Основной правового государства является независимый суд. Суд является специфическим органом государственной власти, поскольку только он правомочен разрешать споры как между гражданами, так и между гражданами и государством. Государство должно приложить все усилия, чтобы исключить влияние органов законодательной и, прежде всего, исполнительной власти на судебную систему. В противном случае суды при разрешении дел будут зависимы от той или иной ветви власти и, следовательно, будут постановлять только те решения, которые выгодны тем, кто отказывает давление на суд, что приведет к нарушению главного, всеобщего принципа – принципа справедливости и приведет к повсеместному нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить соблюдение и исполнение в полном объеме норм действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

1) не обеспечивается равенство перед законом и судом, поскольку происходит избирательное применение законов в политических целях, а также в силу зависимости суда от исполнительной власти;

2) нарушаются избирательные права граждан через использование административного ресурса;

3) ставятся под сомнение свобода слова и прессы, поскольку государство использует различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;

4) используются попытки управления гражданскими объединениями;

5) сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности.

Взаимоотношения государства и общества, которые наблюдаются в современной России, отличаются от взаимодействий государства и гражданского общества в развитых странах Запада. Для стран либеральной демократии характерен союзнический тип отношений между государством и обществом. Этот тип отношений предполагает проведение правящей политической элитой курса на поддержание общественной самодеятельности граждан, минимизацию вмешательства государства в дела гражданского общества, а со стороны гражданской политической элиты прослеживается уважительное отношение к государственным структурам.

Современная Россия переживает непростой этап становления правового государства. Почти семьдесят лет нигилистического отношения к праву привело к тому, что граждане боятся государства и не доверяют ему, а право рассматривают лишь как инструмент тирании и насилия над личностью и обществом. Конечно, сейчас Россия далека от достижения идеи правового государства, однако с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года и вступления ее в силу 25 декабря 1993 года, у Российского государства появилась реальная возможность достичь того идеала, который способен наиболее полным образом обеспечить свободу личности, сохранение культурных и нравственных устоев российского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: