Предпринимательства. Особенности его развития в России

Сущность и значение коммерческого и финансового

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары, поэтому высокими темпами развивается и коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Коммерцию в общем смысле можно определить как любой вид предпринимательской деятельности в сфере обращения, но обычно под коммерцией понимают предпринимательскую деятельность на товарных рынках, другими словами, на рынках определенных товаров или групп товаров, например, на рынках кофе, нефти, автомобилей, алюминия, газового конденсата, леса, иных товаров.

Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю).

Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг.

Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно-предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции здесь имеет место получение готового продукта. Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями.

Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия:

– относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка);

– более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка.

В общем виде маркетин г представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка, продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.

Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объему продаж в натуральном и стоимостном выражении.

При этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа – товары, еще не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; вторая группа – товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом.

Таким образом, коммерческой сделке предшествует маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.

Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес-план, в котором должны найти отражение программа действий по осуществлению сделки и расчет требуемых затрат и ожидаемых результатов.

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

1) выбор вид товара (услуги) для осуществления коммерции. При этом учитываются два основных требования:

* реализационная цена товара должна быть ощутимо выше покупной цены;

* должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

2) получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;

3) привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;

4) наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупки товара, его транспортирования, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

5) приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

6) закупку товара для последующей его продажи;

7) реализацию товаров покупателю и получение выручки;

8) оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

9) регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам, и, где это возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрупненный координационный план действий. Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разрабатывать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.

Кроме программы мер и действий по выполнению коммерческой сделки, разработка бизнес-плана должна включать составление сметы расхода (затрат) по всем указанным выше видам расходуемых ресурсов и сопоставление затрат и результатов в денежной форме как по этапам проведения сделки, так и по сделке в целом. Предприниматель обязан во избежание неудачного исхода сделки провести хотя бы укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основании которых он может получить представление о соотношении между затратами на приобретение и реализацию товара и выручкой от реализации в определенные временные периоды.

Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи, торговые организации, выставки-продажи, аукционы и др. учреждения торговли.

Биржа – это организационная форма торговли массовыми стандартными товарами или вид систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы, ценных бумаг.

Сегодня биржа – это государственное акционерное учреждение, выполняющее ряд функций:

· предоставление места для торговли;

· организация биржевого торга;

· установление правил торговли, стандартов на продукцию;

· разработка типовых контрактов по сделкам;

· регулирование и арбитраж споров;

· информационная деятельность;

· предоставление гарантий при сделках с ценными бумагами.

Наибольшее распространение получили товарные и фондовые биржи.

Товарные биржи появились значительно раньше фондовых бирж. Первая товарная биржа была основана в Брюгге в 1409 г. Позднее товарные биржи появились в других городах Европы (Антверпен, Лондон, Лион, Тулуза и др.).В России первая биржа была создана в 1703 г. на основании указа Петра I, который познакомился с работой биржи, будучи в Голландии.

Товарная биржа – это постоянно действующий оптовый рынок, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.).

Товарная биржа – корпоративная, некоммерческая ассоциация, ограниченная определенным числом частных лиц и корпораций, обеспечивающая материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, защищающим и обеспечивающим справедливость и равенство для клиентов и членов биржи.

Товарная биржа призвана оказывать посреднические услуги при заключении сделок по различным товарам, упорядочить товарную торговлю, регулировать торговые операции, сообщать и публиковать сведения о ценах.

Предметом сделок на товарных биржах являются товары и контракты на его поставку. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам.

Товарные биржи подразделяются:

1) по назначению – на специализированные и универсальные;

2) по широте действия – на государственные, региональные, республиканские, краевые и областные;

3) по доступности – на открытые и закрытые;

4) по характеру операций – на биржи реального товара и фьючерсные биржи, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

Основным понятием в биржевой деятельности является сделка.

Сделка – действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических и физических лиц, в т.ч. и по хозяйственным вопросам в сфере экономической деятельности. Практикуются односторонние хозяйственные сделки (завещание, дарение, доверенность на определенные действия) и взаимные, предполагающие участие двух или более лиц. В последнем случае сделка получает форму договора, контракта. Сделка может быть заключена в устной или письменной форме, последняя бывает простой или нотариально удостоверенной.

Все сделки на бирже можно подразделить на следующие группы:

· форвардные (сделки с реальным товаром), когда продавец должен иметь товар в наличии и предъявить его к поставке в срок, обозначенный в контракте. Их доля – 1–2% в биржевой торговле;

· фьючерсные сделки с товарами, которых в момент заключения контракта нет (например, сделки на урожай будущего года). Эти сделки заключаются на определенный срок и могут быть много раз перепроданы. По сути, они представляют собой акты купли-продажи не самого товара, а права на товар. Это торговля не товарами, а обязательствами на их поставку. Фьючерсная биржевая торговля – один из наиболее динамичных секторов мировой экономики. В настоящее время насчитывается 150 фьючерсных бирж с операциями по 54 наименованиям товаров и оборотом свыше 3 трлн. долл. в год;

сделка с премией (опцион[1]) – приобретаемое при уплате известной премии право купить (продать) активы (ценные бумаги или товары) по установленной цене в течение определенного времени Сделка с предварительной премией дает право покупателю отказаться от предусмотренной сделкой покупки ценных бумаг или товаров, уплатив за отказ премию продавцу. Сделка с обратной премией дает право продавцу отказаться от предусмотренной сделкой продажи ценных бумаг, уплатив за это премию покупателю. Т.е. сделка с премией дает право выбора: выполнить обязательство или отказаться от него в рамках срока, оговоренного в контракте;

· хеджирование (подстраховочные операции). Эти операции выступают инструментом защиты доходов от риска при колебании цен. Наиболее распространенный вид хеджирования – заключение срочных сделок[2];

· онкольные сделки (сделки с последующей фиксацией цены). В этом случае одна сторона предоставляет право другой стороне установить цену в любой момент между подписанием контракта и поставкой товара.

Товарные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат специализированные товарные биржи, такие, как Лондонская (цветные металлы). Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

В настоящее время на товарных биржах в мире продаётся около 100 так называемых биржевых товаров. На их долю приходится около 20 % международной торговли. Эти товары можно условно объединить в следующие группы:

1) энергетическое сырье: нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан;

2) цветные и драгоценные металлы: медь, алюминий, свинец, цинк, олово, никель, золото, серебро, платина и др.;

3) зерновые: пшеница, кукуруза, овёс, рожь, ячмень, рис;

4) маслосемена и продукты их переработки: льняное и хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, соевый шрот;

5) живые животные и мясо: крупный рогатый скот, живые свиньи, бекон;

6) пищевкусовые товары: сахар-сырец, сахар рафинированный, кофе, какао-бобы, картофель, растительные масла, пряности, яйца, концентрат апельсинового сока, арахис;

7) текстильное сырье: хлопок, джут, натуральный и искусственный шёлк, мытая шерсть и др.

8) промышленное сырье: каучук, пиломатериалы, фанера.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

• оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

• упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

• сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники, выступающие между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах – также посетители.

В настоящее время в России функционирует более 200 товарных бирж. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, такие биржи действуют во многих крупных городах страны.

Торговое предпринимательство также связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: