Доходы и расходы населения

С момента перехода к рыночной экономике стала меняться модель государственного регулирования качества жизни народа и домохозяйств. Постепенно начинает вырабатываться новая модель социальной защиты и помощи населению и домашним хозяйствам, выражающаяся в государственной политике помощи неимущим слоям населения, объединениям домашних хозяйств, формированиям малого и среднего, семейного дела. Соответственно, увеличиваются требования к правдивости данных, которые характеризуют доходы и потребление населения и домашних хозяйств как в общем по России, так и на уровне отдельных субъектов РФ.

Программа наблюдения бюджетов домашних хозяйств выступает как система балансового учета поступлений и расходования средств (денежных и натуральных) в домохозяйстве за календарный месяц и включает:

1) адресную часть, характеризующую административно-территориальный статус населенного пункта, период и время проведения наблюдения;

2) расходы домашнего хозяйства, не связанные с потреблением (налоги, сборы, погашение кредита, платежи, взносы, возврат ссуды или долга, расходы на покупку недвижимости, сбережения);

3) расходы домохозяйства на ведение личного подсобного хозяйства (затраты на покупку земельного участка, посадочных материалов и др.);

4) реестр домохозяйства (основная и дополнительная занятость, дотации и льготы);

5) затраты домохозяйства на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности;

6) общие сведения о домашнем хозяйстве (число лиц, в том числе наличных, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей, работающих и неработающих пенсионеров);

7) денежные доходы (оплата труда, доход от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, проценты и выигрыши по вкладам, дивиденды по ценным бумагам, поступления от страхования, от всех видов продаж, от родственников, алименты);

8) поступление и использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов питания в запасах у населения). Потребление делится на следующие группы продовольственных товаров: хлебопродукты, фрукты и ягоды, овощи, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты, сахар и кондитерские изделия, яйца, масло растительное и другие жиры и прочие продукты (чай, кофе, соль и т. д.);

9) расходы на покупку непродовольственных товаров по следующим видам: одежда, обувь; ткани, теле– и радиоаппаратура; предметы для отдыха; домашние электроагрегаты; кухонная утварь; мебель; мыло и товары бытовой химии; парфюмерно-косметические товары; фармацевтические изделия; галантерея; табак, стройматериалы; транспортные средства; топливо и др.; 10)денежные расходы на оплату услуг: бытовые, культурно-просветительные, плата за обучение, услуги транспорта и связи, другие услуги (здравоохранения, юридические и пр.)[43]

Реальные располагаемые денежные доходы населения России, по сообщению Росстата, выросли в марте 2007 г. на 12,6% по сравнению с мартом 2006 г.

Также можно проследить динамику доходов населения РФ с 2001 по 2005 гг. (см. табл. 5)



Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

При рассмотрении предмета социологии была обнаружена тесная связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структура выражается через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном – множество статусов и высок уровень организации разделения труда[44]

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Заполняя пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дает нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако известно, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство – это критерий, при помощи которого можно разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. Если прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав – это беспорядочная совокупность железных опилок. Но вот положили магнит, и все они выстроились в четком порядке. Стратификация – это определенным образом «ориентированный» состав населения.

Возникает вопрос: что же формирует большие социальные группы? Оказывается, разделение мнений в обществе о значении и роли каждого статуса или группы. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Таким образом, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Получается четыре главных измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж. Других нет, потому что они включают в себя весь круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т. п. – социальные блага, которые всегда в дефиците (т. е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу[45]

В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев:

1) верхний слой – экономическая, политическая и силовая элита;

2) верхний средний слой – средние и крупные предприниматели;

3) средний слой – мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные;

4) базовый слой – массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;

5) нижний слой – неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;

6) «социальное дно» – бездомные, освобожденные из мест заключения и т. д.[46]Вместе с тем следует сделать ряд существенных уточнений, связанных с процессами изменения системы стратификации в процессе реформ:

1) множество общественных образований носит взаимный характер, и переход из группы в группу имеет нечеткие, расплывчатые границы;

2) отсутствует внутреннее единство вновь возникающих социальных групп;

3) возникает тотальная маргинализация практически всех социальных групп;

4) появление нового российского государства не обеспечивает безопасность граждан и не облегчает их экономическое положение. В свою очередь, эти дисфункции государства деформируют социальную структуру общества, придают ей криминальный характер;

5) криминальный характер классообразования порождает растущую имущественную поляризацию общества;

6) современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически активного населения;

7) в России сохраняется слой населения, который можно назвать потенциальным ресурсом среднего класса. Сегодня около 15% занятых в народном хозяйстве могут быть отнесены к этому слою, но его созревание до «критической массы» потребует немало времени. Пока в России социально-экономические приоритеты, характерные для «классического» среднего класса, можно наблюдать лишь в верхних слоях социальной иерархии.

Существенная трансформация структуры российского общества, для которой необходимо преобразование институтов собственности и власти, – длительный процесс. Тем временем стратификация общества будет и дальше терять жесткость и однозначность, приобретая форму размытой системы, в которой переплетаются слоевая и классовая структуры.

Безусловно, гарантом процесса обновления России должно стать формирование гражданского общества[47]

Институтом общественного проектирования совместно с компанией «РОМИР-Мониторинг» к началу 2005 г. было осуществлено обширное социологическое исследование «Стратификация российского общества». Производился опрос анкетой из 200 вопросов более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах. В выборке оказалось 2800 представителей мегаполисов, 1400 жителей городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей, 2950 жителей средних городов, 2900 жителей малых городов и 5100 жителей поселков городского типа и деревень. На данной основе достаточно хорошо смоделирована социальная стратификация российского населения, отражающая, в частности, реальные доходы жителей страны:

1) менеджеры – 7,2%. К ним относится первая подгруппа – 1,8% – топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты (68% – мужчины, 32% – женщины), которые работают в основном в частном секторе (69%), преимущественно в компаниях численностью до 500 человек. Заявленный доход – 25 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 35 тыс. руб. 90% в подгруппе имеют сотовый телефон, 70% – компьютер, 60% – автомобиль. В данной подгруппе 90% к предпринимателям относятся хорошо, 88% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа – 5,4% – менеджеры среднего звена управления и работники интеллектуального труда высокой и средней квалификации (по 50% мужчин и женщин), которые работают 50 на 50% в частном и госсекторе. 80% – в организациях численностью до 500 человек, 60% – в организациях численностью до 100 человек. Заявленный доход – 8 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 14 тыс. руб. 71% в подгруппе имеют сотовый телефон, 44% – компьютер, 32% – автомобиль. 86% в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 70% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

2) интеллигенция и служащие – 15%. К ним относится подгруппа – 10% – педагоги, врачи, служащие, которые работают в государственном либо в частном секторе хозяйства. 70% – женщины. Заявленный доход – 5600 руб. в месяц, доход семьи – 12 тыс. руб. 59% в подгруппе имеют сотовый телефон, 32% – компьютер, 23% – автомобиль. В данной подгруппе 89% к предпринимателям относятся хорошо, 68% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа – 5% – медсестры, санитарки, учителя начальных классов, воспитатели, нянечки детских садов. 75% подгруппы работают в государственном (муниципальном) секторе, 82% – женщины. Заявленный доход – 2100 руб., доход семьи – 6500 руб. 31% в подгруппе имеют стиральную машину, 20% – компьютер, 16% – автомобиль. В данной подгруппе 89% к предпринимателям относятся хорошо, 62% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

3) квалифицированные рабочие – 19%. К ним относится первая подгруппа – 2,7% населения, на 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный (например, оператор высокотехнологичного оборудования на производстве). 70% работают в частном секторе экономики. Заявленный доход – 15 тыс. руб. в месяц. 74% в подгруппе имеют сотовый телефон, 32% – компьютер, 34% – автомобиль. В данной подгруппе 94% к предпринимателям относятся хорошо, 81% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Вторая подгруппа – 5,5% – квалифицированные рабочие промышленности частного сектора. 80% – мужчины, 20% – женщины. Заявленный доход – 9 тыс. руб. в месяц, доход семьи – 15 тыс. руб. 54% в подгруппе имеют сотовый телефон, 22% – компьютер, 26% – автомобиль. В данной подгруппе 87% к предпринимателям относятся хорошо, 72% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики.

Третья подгруппа – 10,8% – рабочие промышленности, занятые в госсекторе. Заявленный доход – 5600 руб. в месяц, доход семьи – 10 тыс. руб. 40% в подгруппе имеют стиральную машину, 20% – автомобиль. 86% в подгруппе к предпринимателям относятся хорошо, 68% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

4) неквалифицированные рабочие – 14,8%. К ним относится первая подгруппа – 10% населения. 62% – мужчины, 38% женщины. Их профессии – слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. 55% заняты в госсекторе, 45% – в частном секторе. Заявленный доход – 3500 руб. в месяц, доход семьи – 6500 руб. 26% в подгруппе имеют стиральную машину, 12% – автомобиль. В данной подгруппе 81% к предпринимателям относятся хорошо, 62% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики. Вторая подгруппа – 4,8%. На 60% состоит из женщин, большинство проживают в сельской местности. 60% в подгруппе работают в госсекторе, например в здравоохранении (санитарки, медсестры и др.), среди них же – неквалифицированные сельские работники. Заявленный доход – 1500 руб. в месяц, доход семьи – 4700 руб. 10% в подгруппе говорят о том, что им не хватает денег на еду 18% имеют стиральную машину. В данной подгруппе 48% полагают, что переход к рынку был необходим, 54% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка;

5) безработные и временно работающие – 10% трудоспособной части российского общества – это нищие с личным доходом 800 руб. в месяц. В данной группе 65% – женщины. Образование группы низкое – 43% имеют общее среднее образование, 9% – ниже среднего, происходят из малообразованных семей – 40% родителей нынешних безработных имели неполное среднее образование. 42% – сельчане, лишь 10% – жители городов-миллионников. В 40% нищих семей работает 1 человек. 18% группы говорят о том, что им не хватает денег на еду 41% – не хватает денег на одежду. У 19% семей есть стиральная машина. 80% нищих хорошо относятся к предпринимателям вообще, 60% хорошо относятся к крупным предпринимателям, 55% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики;

6) пенсионеры – 31% – наибольший социальный слой россиян, более чем в 3 раза лучше обеспечен, чем 10% российских нищих. В этой группе – 65% женщин. Более 1/3 имеют образование ниже среднего, лишь 9% – высшее образование. Средний личный доход пенсионера – 2300 руб. в месяц. 17% в подгруппе имеют сотовый телефон, 17% – стиральную машину, 6% – автомобиль, 5% – компьютер, обеспеченность жильем – 24 кв. м на человека. В данной подгруппе 62% к предпринимателям относятся хорошо, 40% говорят о том, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рыночной экономики, 45% полагают – не приспособились. 42% полагают, что переход к рынку был не нужен, 34% – нужен[48]

Из этого всего следует вывод, что к бедным относится до 15% населения (5% – женщины: служащие, воспитатели, медсестры; 10% – мужчины: неквалифицированные рабочие госсектора) с ежемесячным доходом порядка 3000 руб.; нищим является 14,5% населения (4,8% – женщины, работающие в здравоохранении на селе; 9,7% – безработные, преимущественно женщины) с ежемесячным доходом порядка 1030 руб. Совершенно отдельный слой – пенсионеры – 31% населения. Их финансовое положение – ежемесячный доход около 2300 руб. – как правило, одинаковое у всех.

По любому домашнему хозяйству рассчитывается уровень среднедушевого денежного дохода на душу населения, который равен отношению денежного дохода домашнего хозяйства к числу проживающих членов семьи.

Для исследования дифференциации производится распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, по уровню среднедушевого денежного расхода, валового дохода и располагаемых ресурсов. По показателю среднедушевого дохода в российской статистике выделяются интервалы, кратные 200 и 400 руб., а в статистике зарубежных стран шкала доходов основывается на интервалах, кратных среднедушевому показателю (у): 0,5у; у; 2у; 3у и т. д. Моделирование данного распределения дает возможность распространить результаты выборочного обследования на все население России или отдельных субъектов РФ.

Распределение населения по величине среднедушевых доходов исчисляется в процентах. Доходы берут до 1000 руб. и более 1000 руб. (см. табл. 6)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: