Предмет надзора

Учебный вопрос

Предмет данного направления надзора определен в ст. 21 Закона о прокуратуре.

Согласно данному закону предметом надзора за исполнением законов является:

· а) соблюдение Конституции РФ;

· б) исполнение законов;

· в) законность правовых актов.

Соблюдение Конституции РФ. Это означает, что все перечисленные в данной статье Закона объекты надзора должны строжайшим образом соблюдать Конституцию РФ, а прокурор осуществляет надзор за точным соблюдением ее требований.

Помимо Конституции РФ предметом надзора за исполнением законов является и соблюдение конституций и уставов субъектов РФ.

Исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. Характеризуя этот элемент предмета надзора, следует иметь в виду, что на территории РФ действуют:

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- законы субъектов РФ.

Предметом надзора является исполнение всех законов независимо от их правовой иерархии.

Определяя этот элемент предмета надзора, законодатель использовал понятие исполнение закона, между тем как в характеристике предыдущего элемента предмета использовалось понятие соблюдение Конституции РФ.

Характеризуя, предмет данного направления прокурорского надзора, следует указать круг юридических и физических лиц (объектов), чье соблюдение Конституции РФ и исполнение законов проверяется прокурором. Перечень этих объектов надзора указан в ст. 21 Закона о прокуратуре. К их числу законодателем отнесены следующие:

1) федеральные министерства;

2) государственные комитеты;

3) федеральные службы;

4) иные федеральные органы исполнительной власти.

5) представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ. Их численность равна числу субъектов РФ. В различных субъектах РФ они именуются как думы, законодательные собрания и др.;

6) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Их численность, в отличие от численности представительных (законодательных) органов, значительно превышает число субъектов РФ. В каждом субъекте РФ имеется "центральный" орган исполнительной власти, например, администрация, правительство. В их состав, в свою очередь, входят министерства или иные органы управления;

7) органы местного самоуправления;

8) органы военного управления. В их число входят Министерство обороны РФ, его структурные подразделения, органы военного управления в военных округах, военных соединениях, гарнизонах и иных местах дислоцирования вооруженных сил;

9) органы контроля. К числу этих объектов надзора относятся многочисленные органы вневедомственного контроля. С другой стороны, контрольные органы могут создаваться органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления;

10) должностные лица. Это самый многочисленный вид объектов, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов которыми является предметом прокурорского надзора. Критерием их определения является прежде всего то, что они на постоянной или временной основе исполняют (в пределах своей компетенции) функции перечисленных выше органов государственной власти. В связи с этим не могут быть отнесены к числу должностных лиц работники коммерческих и некоммерческих организаций, что вызывает немало затруднений в практике прокурорского надзора;

11) органы управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Объектами прокурорского надзора в этих случаях являются коллективные органы управления указанных коммерческих и некоммерческих структур. Их формы, состав, пределы компетенции также чрезвычайно разнообразны. Это советы директоров, правления, советы учредителей, дирекции и т.п.

12) руководители коммерческих и некоммерческих организаций. К этой категории лиц, относятся лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях. При этом под управленческими функциями понимается выполнение этими лицами организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. К ним же следует отнести лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Предметом надзора за исполнением законов является соответствие законам (законность) правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.

Под правовыми актами в данном случае следует понимать акты, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения. Они могут быть изданы в форме приказов, положений, распоряжений, решений, указаний, инструкций, регламентов и др. Эти акты порождают, изменяют или прекращают юридические права и обязанности как у относительно неопределенного круга юридических лиц (филиалы банка, отделения железной дороги, трудовой коллектив), так и у конкретных юридических или физических лиц (приказ об увольнении конкретного работника предприятия, организации, учреждения, наложение взыскания на конкретное физическое лицо и т.п.).

Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами, – одна из форм исполнения законов. Это означает, что все приказы, распоряжения, решения и иные акты должны издаваться на основании Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ и не противоречить им.

При определении предмета прокурорского надзора важное значение имеет установление пределов этой деятельности прокурора, а именно разграничение надзора за исполнением законов и надзора за законностью правовых актов. Исходя из текста ст. 21 Закона о прокуратуре прокурор имеет право и обязанность осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных актов не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий. Однако всем известно, что содержание большинства законов раскрывается в многочисленных инструкциях, распоряжениях, правилах, положениях и иных правовых актах. Проверить соблюдение норм Конституции РФ или исполнение законов без учета раскрывающих содержание этих требований инструкций и других правовых актов невозможно. Поэтому, проверяя соблюдение Конституции РФ или исполнение законов, прокурор может и должен в русле их требований проверять исполнение названных подзаконных актов, если они соответствуют надлежащим нормам Конституции РФ и законам.

Из этого следует вывод, что законодатель не предоставляет прокурору права осуществлять надзор за исполнением непосредственно указов Президента РФ и актов Правительства РФ, так как они сами, согласно Конституции РФ, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, то есть носят подзаконный характер.

Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: