double arrow

Лекция 5. Политическая власть как социальный феномен

1

Состав суда – это формируемая на основе требований процессуального закона коллегия судей, а также представителей народа либо судья единолично, полномочные принять решение по делу в результате заседания суда определенной инстанции.

Районные суды – это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции – суды, осуществляющие судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Основное звено гражданских судов общей юрисдикции.

Тема 5.

Лекции – 4 часа

Семинары – 2 часа

Самостоятельная работа – 4 часа

Учебные вопросы:

1. Место районного суда в российской судебной системе.

2. Состав и порядок формирования районных судов.

3. Полномочия районного суда.

4. Права и обязанности председателя районного суда.

5. Организация работы районного суда.

1. Место районного суда в российской судебной системе.

В системе федеральных судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном. Это обусловлено, прежде всего, его широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

На долю этих судов приходится подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, а также наиболее сложные дела об административных правонарушениях.

Согласно ст. 21 Закона "О судоустройстве РСФСР" районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и рассматривает в апелляционном порядке уголовные, гражданские и административные дела по жалобам и представлениям на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.

2. Состав и порядок формирования районных судов.

В соответствии с законом все судьи обладают единым статусом. Но это не исключает возможности и необходимости возложения на одного из судей обязанностей по организации работы районного суда. Такие обязанности возлагаются на председателя районного суда.

В состав районного суда входят:

- председатель суда;

- члены суда;

- аппарата суда.

В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или одного из судей этого суда.

Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа.

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Состав суда при рассмотрении дел:

Закон предусматривает несколько видов составов суда при рассмотрении дел судами общей юрисдикции.

Они таковы:

1) судья единолично;

2) коллегия, состоящая из трех судей федерального суда;

3) коллегия из не менее чем трех судей федерального суда;

4) судья федерального суда и коллегия из двенадцати присяжных заседателей.

Требования к составу суда устанавливаются процессуальным законом в зависимости от вида судопроизводства (уголовное, гражданское, административное), категории дел и от того, в какой инстанции рассматривается дело.

Уголовное судопроизводство.

Состав суда при рассмотрении уголовных дел регламентируется ст. 30 УПК РФ.

В первой инстанции рассмотрение уголовных дел по общему правилу осуществляется судьей единолично. Уголовные дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются ими всегда единолично.

В районных судах рассмотрение уголовных дел по первой инстанции осуществляется единолично за исключением – по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассмотрение дел должно осуществляться коллегией, состоящей из трех судей соответствующего федерального суда. При этом один из судей председательствует в судебном заседании.

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке всегда осуществляется судьями районных судов единолично.

Гражданское судопроизводство.

Состав суда при рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел регламентируется ст. 7 и ст. 14 ГПК РФ.

Гражданские дела в судах первой инстанции по общему правилу рассматриваются судьями федеральных судов и мировыми судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Рассмотрение гражданских дел в апелляционном порядке по жалобам на решения мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются единолично судьями районных судов.

Административное судопроизводство.

Рассмотрение мировыми судьями и судьями районных судов дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях всегда осуществляется единолично.

3. Полномочия районного суда.

Районному суду подсудны по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, кроме дел, подсудных мировым судьям, военным судам, судам областного звена и Верховному Суду РФ.

В субъектах РФ, где еще не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично.

В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам.

В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции (ст. 393 ГПК), а в уголовном судопроизводстве – приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:

а) рассматриваются:

- дела об административных правонарушениях;

- вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

- вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

- вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

- жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК;

б) принимаются в ходе досудебного производства решения:

- об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

- о продлении срока содержания под стражей;

- о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

- о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

- о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

- о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

- о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

- о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

- о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Районный суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

4. Права и обязанности председателя районного суда.

В районном суде нет специальных судебных подразделений – он состоит из председателя суда и судей. Организация работы районного суда возлагается на его председателя. Он осуществляет общий контроль за деятельностью всего персонала суда (секретарей, работников архива, специалистов и т.д.)

Статья 26 Закона "О судоустройстве РСФСР" определяет его компетенцию.

Председатель районного суда:

1) председательствует в судебных заседаниях и соответственно осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК;

2) организует работу суда;

3) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

4) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

5) назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

6) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

7) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

8) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений;

9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата

суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

10) утверждает должностные инструкции работников аппарата суда;

11) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

12) организует работу по повышению квалификации судей;

13) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

14) высказывает свое мнение начальнику управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ о возможности перераспределении образовавшиеся в районном суде вакансий на должности судей (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»);

15) готовит для начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»);

16) определяет состав комиссии, которой производится уничтожение вещественных доказательств согласно приговору (определению, постановлению) суда;

17) возлагает на лицо обязанность по учету и хранению вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела;

18) дает указание не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность и правильность исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств;

19) дает распоряжение направить судебное дело органу, которому законом предоставлено право истребования дела, по письменному его требованию;

20) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и постановлений суда;

21) до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК);

22) осуществляет иные полномочия.

Председательствуя в судебном заседании председатель районного суда (как впрочем и любого иного суда) наделяется целым комплексом прав и обязанностей, закрепленных в нормах процессуального законодательства.

5. Организация работы районного суда.

В зависимости от количества поступающих в районный суд дел, числа судей, их квалификации обязанности могут распределяться по следующим принципам:

1) территориальный (зональный), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;

2) предметный (функциональный), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой - гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;

3) предметно-зональный, складывающийся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним территории;

4) беззональный (персональный), когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские дела - если исковые заявления поступили к данному судье во время приема граждан.

Организационная сторона деятельности районного суда не ограничивается работой судей по рассмотрению поступающих в суд дел.

Существенное влияние на отправление правосудия в районном суде оказывает аппарат, который включает:

- администратора суда;

- судебных приставов;

- канцелярии;

- делопроизводителей;

- секретарей судебных заседаний;

- вспомогательного технического персонала.

Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.

Помимо обеспечения осуществления правосудия он занимается обобщением судебной практики, анализом судебной статистики, систематизацией законодательства и выполнением других функций суда. Указанные виды деятельности аппарат районного суда осуществляет под контролем председателя районного суда.

Прием посетителей:

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем и всеми судьями и осуществляется в четко определенное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. Для граждан в суде устанавливаются стенды с образцами различных судебных документов.

Делопроизводство:

Делопроизводство в районном суде ведется в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36.

Ответственный за делопроизводство, назначенный председателем суда, обеспечивает его организацию в соответствии с указанной Инструкцией и знакомит всех работников аппарата суда с нормативно-методическими документами по делопроизводству. Кроме того, в районном суде создается отдел делопроизводства (канцелярия).

Администратор суда:

Он организационно обеспечивает деятельность соответствующего суда под контролем Судебного департамента при Верховном Суде РФ; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными органами и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих бытовых и материальных условий для судей и работников аппарата суда.

Секретарь судебного заседания:

Основная обязанность – вести протокол по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства; обеспечивает вызов участников процесса.

Служба судебных приставов:

Входят в систему органов юстиции РФ. Подразделения судебных приставов состоят из:

- судебных приставов-исполнителей (на них возложено принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных законом об исполнительном производстве);

- судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса; выполняют распоряжения судьи, связанные с соблюдением порядка в суде; исполняют решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения.

Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

Структура и штатная численность аппарата районного суда устанавливается соответственно министром юстиции республики, начальником управления (отдела, департамента) юстиции края, области, города в пределах штатной численности и фонда заработной платы, утверждаемых Министром юстиции РФ (ч. 2 ст. 78 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»).

Социальная природа политической власти. А. Грамши о «первичном факте политики». Этимология слова «власть». «Политика как концентрированное выражение экономики» и проблема соблюдения принципа отделённости бизнеса от политической власти. Два основных варианта понимания термина «власть». Источники власти по Веберу (насилие, авторитет, право). Пять отличительных особенностей именно политической власти, главная из них. Три теории природы власти. Власть как «тайна». Правильное отношение к власти с точки зрения Н. Бердяева.

Ветви власти и особенности их функционирования. «Институциональный дизайн» и ветви власти как отражение устройства конкретных обществ и политических систем. Система «сдержек и противовесов». Украинский и мировой опыт.

Легитимность и легальность власти. Определение понятий. Легитимность по М. Веберу и Д. Хелду. Вопрос обоснованности легитимности власти в обществе (субъективная и объективная составляющие).

Проблема олигархии.Определение понятий «олигархия», «плутократия», «тимократия» (высокий имущественный ценз). Отличительные особенности олигархии. «Железный закон олигархии» Р. Михельса для крупных социальных организаций. Олигархия и олигархи на постсоветском пространстве. «Бюрократический капитализм» в странах бывшего СССР.

Вопросы семинарского занятия:

1. Социальная природа политической власти.

2. Ветви власти и особенности их функционирования.

3. Легитимность и легальность власти.

4. Проблема олигархии.

Дискуссионные вопросы:

1. Существует ли идеальный институциональный дизайн?

2. Каким образом в Украине может быть решена проблема дублирования полномочий властных органов?

3. Соответствует ли истине «железный закон олигархии» Р. Михельса?

4. Почему «олигархами» зачастую становятся представители национальных и др. меньшинств? Каких именно меньшинств и с чем это может быть связано? («Олигархи»: мировые, российские, украинские).

5. Проблема «демонтажа олигархии» в отдельных странах и в мире в целом: цели, обоснованность необходимости, возможные механизмы.

Возможные темы рефератов и заданий для самостоятельной работы:

· Социальная природа политической власти.

· Система «сдержек и противовесов»: мировой опыт и обоснованность для постсоветского пространства.

· Легитимность власти: концептуальные аспекты.

· Олигархия в современном обществе: норма или отклонение?

· Проблема «демонтажа олигархии» в отдельных странах и в мире в целом: цели, обоснованность, возможные механизмы.

Учебная литература:

1. Тощенко Ж.Т. Взаимодействие человека и власти – ключевая проблема политической социологии и политической практики / Ж.Т. Тощенко // Политическая социология: учеб. пособие / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – Гл. 4. – С. 52 – 66. http://www.twirpx.com/file/119731/ (с бесплатной регистрацией) или в библиотеке ДонНУ 2-й ч/з.

2. Тощенко Ж.Т. Человек и государство: формы, методы и проблемы взаимодействия / Ж.Т. Тощенко // Политическая социология: учеб. пособие / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – Гл. 7. – С. 100 – 118. http://www.twirpx.com/file/119731/ (с бесплатной регистрацией) или в библиотеке ДонНУ 2-й ч/з.

3. Виноградов В.Д. Власть, её носители и функции в обществе / В.Д. Виноградов // Политическая социология: учеб. пособие / В.Д. Виноградов, Н.А. Головин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – Гл. 3. –С. 52 - 82. (в библиотеке ДонНУ научный абонемент, ч/з в библиотеке им. Н.К. Крупской).

4. Яковлев А.И. Разделение и взаимодействие властей: теория и практика. Ответственность властей за результаты своей деятельности / А.И. Яковлев // Политическая социология: учеб. пособие / А.И. Яковлев. - М.: Дашков и К°, 2009. – Гл. 14, 16. – С. 228-243, 247-263. (ч/з в библиотеках ДонНУ и им. Н.К. Крупской).

Рекомендованная дополнительная литература:

  1. Балабанова Е.С. Экономические основания социальной власти: теоретическая модель социально-экономической зависимости // СоцИс. - 2006. - № 1. - С. 54-64. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19085716.html
  2. Барсукова С.Ю. Россия: варианты институционального развития: "Участие бизнеса в политике: изменение правил (на примере финансирования избирательных кампаний и деятельности политических партий)" [Доклад]. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/text/16207550/
  3. Борланди М. Социология власти Габриэля Тарда // Социологический журнал. - 2008. №2. - С. 95-108 http://www.isras.ru/files/File/Sociologymagazin/Socmag_02_2008/07_Borlandi.pdf
  4. Бурлачук В. Десакрализация власти и современный политический кризис в Украине // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2007. - № 3. – С. 95-105.
  5. Бурлачук В. Способы артикуляции власти, или символ в системе властных отношений // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003. - № 3. – С. 20-31.
  6. Висоцький О.Віртуальність як провідна форма легітимаційної політики в добу постмодерну // Політичний менеджмент. – 2008. - №6 (33). – С. 41 – 53.
  7. Дубовцев В.А. Природа “русской власти”: от метафор – к концепции / В.А. Дубовцев, Н.С. Розов // Полис. 2007. – № 3.С. 8-23. http://www.politstudies.ru/fulltext/2007/3/2.htm
  8. Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. – 2006. – № 1. – С. 92-103.
  9. Зеленко Б.И. Финансово-промышленные группы в российском политическом процессе // СоцИс. - 2004. - № 5. - С. 108-112. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18907691.html
  10. Зудин А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // ОНС. - 1999. - № 1. - С. 45-65. http://www.ecsocman.edu.ru/text/17051243/
  11. Кива А.В. Российская олигархия: общее и особенное // ОНС. - 2000. - № 2. - С. 18-27. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18169989/
  12. Кіндратець О.Українська інтелігенція і влада // Політичний менеджмент. – 2009. - №2 (35). – С. 46 – 55.
  13. Костюк К. Поиск эффективных институтов для России XXI века: "Будет ли в России демонтирована олигархическая система?" [Доклад]. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/text/16215215/
  14. Красненко О.А. Концепция власти М. Вебера в исследовании политической культуры Великобритании и России // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2009. - Т. 12. - № 3. - С. 180-189. http://www.ecsocman.edu.ru/text/30657632/
  15. Крухмалёв А.Е. Плутократия как феномен трансформирующейся России // СоцИс. – 2010. - № 2. -C. 20-29. http://www.isras.ru/socis_2010_02.html
  16. Лепехин В.А. От административно-политической диктатуры к финансовой олигархии // ОНС. - 1999. - № 1. - С. 66-82. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18227615/
  17. Механик А.Г. Финансовая олигархия или бюрократия? Мифы и реалии российской политической власти // ОНС. - 1999. - № 1. - С. 39-44. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18444278/
  18. Оболонский А.В. Советский режим: механика властвования // ОНС. - 2010. - № 3. - С. 135-151.
  19. Плискевич Н.М. «Власть–собственность» в современной России: происхождение и перспективы мутации // Мир России. - 2006. - Т. XV. - № 3. - С. 62-113. http://www.ecsocman.edu.ru/text/28325198/
  20. Рашковский Е.Б. Власть, человек и мысль: из политологических наблюдений над библейскими текстами // МЭиМО. - 2010. - № 4. - С. 101-107. http://www.ecsocman.edu.ru/text/33437508/
  21. Реутов Е.В. Региональные бизнес-сообщества: легитимация властных притязаний // СоцИс. - 2007. - № 6. - С. 72-78. http://www.ecsocman.edu.ru/text/19145682/
  22. Сергеев В.М. Проблема власти // Полис. – 2008. – № 2. – С. 179 – 181.
  23. Соловьев А.И. Колебательно-маятниковый механизм принятия государственных решений: к обоснованию когнитивной модели (I) // Полис. – 2005 – № 5. – С. 6-23.
  24. Тощенко Ж.Т. Социология власти: генезис идей // СоцИс. - 2004. - № 7. - С. 12-23.
  25. Фиглин Л.А. Информационно-аналитическая деятельность органов власти // СоцИс. - 2003. - № 6. - С. 126-129. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/17763960.html
  26. Фирстов П.А. Власть с позиции феноменологического анализа // Вестник РУДН. - 2005. - № 8. - С. 124-127. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18979352/
  27. Цокур Є. Етапи становлення громадянського суспільства в Україні в контексті забезпечення легітимності політичної влади // Політичний менеджмент. – 2009. - №3 (36). – С. 129 – 136.
  28. Цыганов В.В. Олигархия: сущность, цикличность, модификации в условиях глобализации / В.В.Цыганов, В.Л.Шульц // СоцИс. - 2009. - № 2. - С. 3-15. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/23496491.html

1

Сейчас читают про: