Научные основы управления и менеджмента

Структура причин нервно – психической патологии

Изменяется структура на протяжении последнего десятилетия. Изменяется структура нервно – психической патологии в развивающихся и развитых странах. Недавно ведущими состояниями были и расстройства личности (2\3 от общего числа нервно – психической патологи), 2 – психозы, 3 – неврозы. В последние годы 1/3 неврозы, 2 –расстройства личности, 3 – психозы.

Отмечаются более высокие показатели первичной и общей заболеваемости у городского населения (от 1,5 до 3 раз по сравнению с сельским). Есть различия – город – больше неврозов, седо – больше эпилепсии, старческих психозов, олигофрении. Более высокие показатели среди женщин (1,5 – 2раза), среди женщин чаще психозы (в 3 – 5 раза), неврозы; среди мужчин - расстройства личности 1,8 – 2,2 раза.

Возрастные особенности: больше показатели первичной заболеваемости у подростков и лиц 20 – 29 лет; общая заболеваемость 40 –49 лет.

Показатели, которые способствуют увеличению заболеваемости и распространённости: социально – гигиенические условия жизни – микросоциальные условия жизни (семейная обстановка, уровень культуры, образование родителей, обстановка на работе). Вдовство и разводы способствуют возникновению неврозов. Неврозы и невростении чаще у людей с системными конфликтами. Истерия – при перенаселении квартир.

1. 1. Рост нервно – психических заболеваний в зарубежных странах обусловлен сущностью рыночных отношений.

2. 2. Часто в жизни государств есть военная угроза или военные действия.

3. 3. Научно – техническая революция

4. 4. Наркомания и алкоголизм

5. 5. Постарение населения с тенденцией к более высокой нерно – психической патологии.

6. 6. Организация помощи - нервно – психический диспансер (поликлиника, стационар.

Диспансер – Б категорий по числу коек. Они призваны оказывать внебольничную и стационарную помощь. Работают по участковому принципу (на 10 тысяч – 0,2 должности психоневролога).

Задачи учреждения:

1. 1. активное выявление больных

2. 2. своевременное взятие на учёт

3. 3. лечение

4. 4. оказание социально –правовой помощи

5. 5. трудоустройство и решение жилищных проблем

6. 6. динамическое за лицами, стоящими на учёте

Менеджмент /м./ - это умение добиваться поставленных целей, используя труд интеллект и мотивы поведения др. людей. По-русски М. - это управление. Есть 3 понятия М.

1.функция по руководству людьми в самых разнообразных организациях

2. Область человеческого знания.

З. Как собирательное слово, определенная категория людей, которые осуществляют управление.

Наука Управления /у/ зародилась в нач. 20 века. У нас считалось, что это природный дар и наука управления не развивалась. ПРЕДМЕТОМ изучения науки управление сле­дует считать выявление достаточных и необходимых условий для принятия ор­ганизационного решения, сам процесс принятия решения, а также формы и методы организации и контроля.

Особенно трудным явился системный, целостный подход к функционированию и развитию общества. Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые интегративные системные качества, не присущие образующим частям. Такой целостной системой является общество. Важнейшей особен­ностью системы является:

1/ Наличие интегративных системных качеств

2/ Определенный набор компонентов,

З/ наличие в ней внутренней организаций

4/ наличие координации и субординации

5/ взаимодействие с внешней средой /системы открытые и закрытые/.

Есть много типов систем - механический, хим., биол, и социальный типы; естественные и искусственные /машины/; системы самоуправляемые и системы несамоуправляемые /самоуправляемые системы - это такие системы, кот. при­сущи процессы управления./ Это присуще только для систем биол. и соц (порядка, а так же искусственно созданным системам).

3 основных сферы управления:

1. УПРАВЛЕНИЕ системами машин /управление технологическим процессом/,

2. УПРАВЛЕНИЕ процессами, идущими в живых организмах,

3. УПРАВЛЕНИЕ деятельностью человеческих коллективов.

На современной уровне управление сложными динамическими системами и наиболее общие понятия установила кибернетика:

1.Управление осуществляется не во всяких, а лишь в сложных системах, которым не свойственны чисто линейные причинно-следственные связи. Именно такими системами являются биол. организмы и общество, в целом.

2.Общим для процесса управление является его антиэнтропийный характер (про­цесс управление - антипод процессам дезорганизации, процесс управление это - упорядочение системы).

3. Подсистемы: А)управляющая подсистема, Б) управляемая подсистема (при­менима к обществу: субъект и объект управление).

Академик Берг считал: для нормального функционирования системы всегда нужно:

1. 1. собрать информацию о состоянии системы и окружающей ее среды. Передать информацию по каналам связи в место ее переработки.

2. 2. Осуществить переработку этой информации с целью команды управление.

3. 3. Реализовать команду управление

4. 4. Осуществить соответствующие действия и контр. Контроль - это принцип обратной связи. Согласно ему успешное управление возможно только в том случае, если управляющая система получает информацию о достиг­нутом или не достигнутом эффекте. Принцип обратной связи в единстве его целенаправленности. Ставит цель - добиваться реализации способен лишь чело­век, коллектив, общество в целом. Кибернетика - наука формальная, учит как управлять. Высшей конечной формулой управление является оптимизация функционирования системы (получение большего эффекта при наименьших затратах

Управление свойственно всякому обществу, всем сторонам общественной жизни.

Общие принципы управления по Факолю, Франция¯


1. 1. Разделение труда.

2. 2. Власть.

3. 3. Дисциплина.

4. 4. Единство распорядительности.

5. 5. Единство руководства.

6. 6. Подчинение частных интересов общим.

7. 7. Вознаграждение

8. 8. Централизация.

9. 9. Иерархия.

10. 10. Порядок.

11. 11. Справедливость

12. 12. Постоянство става персонала

13. 13. Инициатива

14. 14. Единение персонала


В здравоохранении есть. несколько форм структуры управления. Наиболее простой формой является линейная: у каждого руководителя много подчиненных, каждый подчиненный имеет одного непосредственного руководителя. Такая форма хар-на для маленьких организаций / громоздкая/. Характерен для учреждений здравоохранения, так как организация маленькая.

Функциональная форма - характерно разделение труда по руководству. В круп­ных больницах -зам. по терапии, хирургии, родовспоможению и т.д. Разде­ление управлеческого труда. Форма более прогрессивная, более эффективная. Нарушает принцип единоначалия.

Штабная форма - характерна для более высоких уровней управления - департамент здравоохранения города, области. Штаб существует при руководителе, но дает распоряжений, готовит распоряжения, материалы для руководителя. Большое значение для познания управления является освоение управленческого цикла, кот. состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный - это сбор, обработка информации, подготовка решения.

2.Исполнительные - включает планирование, реализации решении, организация системы для выполнения системы регулирования.

3. Контрольный.

Руководитель должен располагать минимумом сведений, чтобы принять решение /литература, стат. материалы, отчетности, официальные инструкции, законы/, ознакомлен с положением дел на месте. Характер решения и глубина его, а так же его значение зависит от того, носит решение тактический или ст­ратегический характер.

Чем выше уровень, тем более стратегический характер. Важным в решении - его краткость и ясность. От этого зависит четкость исполнения. Решение должно четко ставить задачи, ответственность и сроки исполнения. Решение Здравоохранения имеет свои отличительные черты:

1. 1. Особая от­ветственность принимаемых решении.

2. 2. Трудности в предсказании последствий, которые нередко проявляются не сразу и часто не поддаются оценкам.

3. 3. Трудности а иногда невозможности исправления последствий неправильных решений. Принятием решения заканчивается ПЕРВЫЙ ЭТАП управления.

ВТОРОЙ ЭТАП - это организация работы по осуществлению решения. Здесь управление достигает своих целей путем регулирования действий своих исполнителей. Для обеспечения согласованности действий в организации должна быть уста­новлена твердая регламентация выполнения решения (подчинение по админист­ративной линии, подчиняться только одному начальнику).

Методы воздействия для выполнения решения:

1.0рганизационые -приказ, рас­поряжение, рекомендация.

2. Социально-психологические - логическая, мораль­ная. общественная.

3.Экономические -материальное поощрение.

ТРЕТИЙ ЭТАП - организация контроля. Руководитель получает информацию о ситуации, исполнении решений. Ведущая форма контроля - учет, главная раз­новидность учета - стат. учет. Контроль должен действовать постоянно и автоматически. Др. виды контроля: проверки которые периодически осуществля­ются органами здравоохранения, различные комиссиями (фин. Контроль). Систематический контроль - важный метод управления

Первое качество руководителя - наличие организаторских способностей. Главное: без грубого насилия и принуждения объединять людей для поставленных задач. Руководитель здравоохранения должен быть высокообразованным вра­чом. Нет необходимости чтобы он был видным терапевтом, хирургом. Его ком­петентность должна быть таковой, чтобы он мог оценить фактически достигну­тые результаты специалистов другого профилям Если ЛПУ - специализированное учреждение, то руководитель должен быть специалистом по этой области. Есть 3 уровня управления в здравоохранении: 1. Низший –управление отдельными организационными единицами. 2. Средний - управление комплексом организационных единиц (район, город). 3. Высший – управление совокупностью, комплексом организационных единиц (0бластью, республикой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: