Общая характеристика осуществления социальной защиты населения

Организация работы органов социальной защиты населения.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим функции по выработке государственной политики по ин­формационно-правовому регулированию в области социально­го развития, является Минздравсоцразвития России. Это мини­стерство осуществляет также координацию и контроль деятель­ности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзо­ру в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и соци­ального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному раз­витию, а также координацию деятельности ПФР, ФСС Рос­сии, ФФОМС.

Свою деятельность Минздравсоцразвития России осуществля­ет во взаимодействии с другими федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, об­щественными объединениями и иными организациями независи­мо от их организационно-правовой формы.

Полномочия Минздравсоцразвития России разнообразны. Оно вносит в Правительство Российской Федерации проекты феде­ральных законов, нормативных правовых актов Президента Рос­сийской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития. По вопросам, требующим реше­ния федерального правительства, министерство готовит и другие документы — проекты планов работы, прогнозные показатели сво­ей деятельности и др.

Минздравсоцразвития России вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции.

В сфере здравоохранения, например, оно:

- утверждает положения о территориальных органах подведом­ственных ему федеральных служб и агентств;

- утверждает порядок организации медицинской и скорой ме­дицинской помощи гражданам;

- определяет виды, объем и стандарты качества специализиро­ванной медицинской помощи, оказываемой в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, а также виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим опасными заболеваниями, и др.

В сфере пенсионного обеспечения министерство также принима­ет разные виды нормативных правовых актов, такие как:

- утверждаемый им порядок организации работы по вопросам, касающимся ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудо­вой пенсии по старости, подсчета и подтверждения стажа госу­дарственной службы для назначения пенсии за выслугу лет госу­дарственным служащим и определения соответствия должностей, периоды работы (службы) в которых включаются в стаж государ­ственной службы;

- правила, регламентирующие обращение за пенсией за вы­слугу лет государственных служащих, ее назначения и выплаты; выплату трудовых пенсий и пенсий по государственному пенси­онному обеспечению; обращение за трудовой пенсией и пенси­ей по государственному пенсионному обеспечению; назначение и перерасчет размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой;

- перечень документов, необходимых для установления тру­довой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обес­печению, дополнительного ежемесячного материального обес­печения;

- разъяснения о порядке применения законодательства по во­просам назначения, перерасчета, выплаты и организации достав­ки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

- положения об особенностях расследования несчастных слу­чаев на производстве в отдельных отраслях и иные виды актов.

В сфере социального обслуживания граждан министерство при­нимает акты, аналогичные приведенным выше.

Ими могут быть:

- порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инва­лидов и формы примерного договора о стационарном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов;

- утверждаемая форма и порядок разработки и реализации ин­дивидуальной программы реабилитации инвалида;

- перечни заболеваний, возникновение или обострение кото­рых может быть связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и на территории НПО «Маяк», а также сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- форма справки, подтверждающей факт установления инва­лидности, и прочее.

Помимо этого, министерство обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики в закрепленных за ним сферах деятельности. Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение устных и письменных об­ращений граждан, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки.

Минздравсоцразвития России наделено соответствующими полномочиями п о международному сотрудничеству в относящей­ся к его деятельности области.

Возглавляет этот федеральный орган исполнительной власти министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представле­нию Председателя Правительства Российской Федерации. Он не­сет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минздравсоцразвития России функций и реализацию государ­ственной политики в установленной сфере деятельности.

Структурными подразделениями министерства являются депар­таменты, формируемые по направлениям деятельности. В их со­став входят соответствующие отделы.

Помимо вопросов организационного характера, касающихся непосредственно самого министерства, министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фонда­ми обязательного социального страхования.

Министр вносит в Правительство Российской Федерации:

- предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей социальных страховых фондов — ПФР, ФСС России, ФФОМС;

- проекты нормативных правовых актов, регулирующих дея­тельность названных фондов;

- по представлению руководителей указанных фондов — проек­ты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении.

Министр принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности. (Согласно положениям статьи 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» толь­ко Правительство Российской Федерации должно осуществлять управление системой обязательного социального страхования, а не какое-либо министерство. В действительности правительство, предоставив министру широкие полномочия, касающиеся дея­тельности фондов обязательного социального страхования, по существу, делегировало (перепоручило) свои функции данному министерству.)

Министр обладает также и другими правами:

- дает поручения подведомственным министерству федераль­ным службам и агентствам и контролирует их исполнение;

- отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств;

- назначает на должность и освобождает от должности руково­дителей подведомственных федеральных служб и агентств и их заместителей, руководителей территориальных органов подведом­ственных федеральных служб и агентств;

- издает приказы, имеющие нормативный характер, а по опе­ративным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства — приказы ненормативного характера.

Финансирование расходов на содержание Минздравсоцразви­тия России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Как отмечалось выше, в ведении Минздравсоцразвития Рос­сии находится ряд федеральных служб и агентств, хотя не все они имеют непосредственное отношение к сфере социального обес­печения населения.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребите­лей и благополучия человека является федеральным органом испол­нительной власти. По названию можно определить, что эта служба осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Служба осуществляет не только надзорные и контрольные функции в указанных сферах жизнедеятельности человека, но и некоторые другие функции, ка­сающиеся социальной защиты населения. Например, работники этой службы регистрируют лиц, пострадавших от радиационного воздей­ствия и подвергшихся радиационному облучению в результате чер­нобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соци­ального развития имеет следующие полномочия:

- контроль и надзор за соблюдением государственных стандар­тов социального обслуживания;

- контроль за порядком производства медицинской эксперти­зы, установления степени утраты профессиональной трудоспо­собности в результате несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний, организации и осуществления ме­дико-социальной экспертизы, а также за обеспечением реабили­тации инвалидов;

- выдает лицензии на осуществление медицинской деятель­ности и деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи;

- регистрирует предельные отпускные цены на жизненно не­обходимые и важнейшие лекарственные средства;

- осуществляет в установленном порядке проверку деятель­ности организаций, осуществляющих социальную защиту на­селения;

- организует прием населения по вопросам, входящим в ее компетенцию, обеспечивает полное и своевременное рассмотре­ние обращений граждан, принимает по ним соответствующие решения и прочее.

Для выполнения возложенных задач работники этой службы имеют и соответствующие права:

- давать юридическим и физиче­ским лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетен­ции этой службы;

- запрашивать и получать различные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в их компетенцию, и др.

Федеральная служба по труду и занятости:

- осуществляет государственный контроль за соблюдением тру­дового законодательства и установленного порядка расследова­ния и учета несчастных случаев на производстве;

- осуществляет контроль за обеспечением государственных га­рантий в области занятости населения, приема на работу инвали­дов в пределах установленной квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных;

- регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;

- оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным;

- проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществ­ляет привлечение виновных к ответственности, рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граж­дан, а также их психологической и социальной поддержки;

выдает заключения о целесообразности привлечения и ис­пользования иностранной рабочей силы.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному раз­витию осуществляет функции по оказанию государственных ус­луг и управлению государственным имуществом в сфере здраво­охранения и социального развития.

Сюда относятся следующие вопросы:

- оказания медицинской помощи;

- предоставления услуг в области курортного дела;

- организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;

- оказания протезно-ортопедической помощи;

- реабилитации инвалидов, организации предоставления соци­альных гарантий социально незащищенным категориям граждан;

- социального обслуживания инвалидов;

- проведения медико-социальной экспертизы и др.

Для выполнения поставленных задач это агентство наделено соответствующими полномочиями.

Так, оно организует:

- направление российских граждан на лечение за границей;

- деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитационной индустрии;

- деятельность по установлению причинной связи заболева­ния, инвалидности или смерти с воздействием радиации, связи заболевания с профессией, а также деятельность по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф.

Помимо этого, агентство осуществляет организационно-тех­ническое обеспечение деятельности по вопросам международ­ной гуманитарной деятельности; проводит анализ деятельно­сти подведомственных ему федеральных государственных уни­тарных предприятий и утверждает показатели их деятельности и прочее.

Возглавляют рассмотренные службы и агентства руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Прави­тельством Российской Федерации. Они несут персональную ответ­ственность за работу вверенных им органов в целом.

Финансирование расходов на содержание служб и агентств осу­ществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Все перечисленные федеральные службы и агентства являются юридическими лицами. Их самостоятельность определяется пол­номочиями, установленными для них соответствующими норма­тивными правовыми актами — положениями об этих органах.

Итак, государственная система органов социального обеспече­ния населения на федеральном уровне представляет собой слож­ную организационно-управленческую структуру:

- Минздравсоцразвития России и его центральный аппарат — департаменты и отделы;

- федеральные службы;

- федеральные агентства.

Подобную структуру органов, хотя и в разных вариациях, можно наблюдать и на нижестоящих уровнях — в субъектах Российской Федерации (на районном (городском) и местном уровне).

Они могут носить разные наименования — департаменты, ко­митеты, управления, отделы, но задачи и функции в целом у них одинаковые.

Особенностью нижестоящих органов социальной защиты на­селения субъектов Российской Федерации является то, что они находятся в двойном подчинении — Минздравсоцразвития Рос­сии и администрации субъекта Российской Федерации, района (города), муниципальных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: