Организация работы органов социальной защиты населения.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики по информационно-правовому регулированию в области социального развития, является Минздравсоцразвития России. Это министерство осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координацию деятельности ПФР, ФСС России, ФФОМС.
Свою деятельность Минздравсоцразвития России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
|
|
Полномочия Минздравсоцразвития России разнообразны. Оно вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития. По вопросам, требующим решения федерального правительства, министерство готовит и другие документы — проекты планов работы, прогнозные показатели своей деятельности и др.
Минздравсоцразвития России вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции.
В сфере здравоохранения, например, оно:
- утверждает положения о территориальных органах подведомственных ему федеральных служб и агентств;
- утверждает порядок организации медицинской и скорой медицинской помощи гражданам;
- определяет виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, а также виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим опасными заболеваниями, и др.
В сфере пенсионного обеспечения министерство также принимает разные виды нормативных правовых актов, такие как:
- утверждаемый им порядок организации работы по вопросам, касающимся ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим и определения соответствия должностей, периоды работы (службы) в которых включаются в стаж государственной службы;
|
|
- правила, регламентирующие обращение за пенсией за выслугу лет государственных служащих, ее назначения и выплаты; выплату трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению; обращение за трудовой пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению; назначение и перерасчет размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой;
- перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительного ежемесячного материального обеспечения;
- разъяснения о порядке применения законодательства по вопросам назначения, перерасчета, выплаты и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
- положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и иные виды актов.
В сфере социального обслуживания граждан министерство принимает акты, аналогичные приведенным выше.
Ими могут быть:
- порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
- утверждаемая форма и порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- перечни заболеваний, возникновение или обострение которых может быть связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и на территории НПО «Маяк», а также сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и прочее.
Помимо этого, министерство обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики в закрепленных за ним сферах деятельности. Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки.
Минздравсоцразвития России наделено соответствующими полномочиями п о международному сотрудничеству в относящейся к его деятельности области.
Возглавляет этот федеральный орган исполнительной власти министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минздравсоцразвития России функций и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Структурными подразделениями министерства являются департаменты, формируемые по направлениям деятельности. В их состав входят соответствующие отделы.
Помимо вопросов организационного характера, касающихся непосредственно самого министерства, министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования.
Министр вносит в Правительство Российской Федерации:
- предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей социальных страховых фондов — ПФР, ФСС России, ФФОМС;
- проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность названных фондов;
- по представлению руководителей указанных фондов — проекты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении.
Министр принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности. (Согласно положениям статьи 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» только Правительство Российской Федерации должно осуществлять управление системой обязательного социального страхования, а не какое-либо министерство. В действительности правительство, предоставив министру широкие полномочия, касающиеся деятельности фондов обязательного социального страхования, по существу, делегировало (перепоручило) свои функции данному министерству.)
|
|
Министр обладает также и другими правами:
- дает поручения подведомственным министерству федеральным службам и агентствам и контролирует их исполнение;
- отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств;
- назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных федеральных служб и агентств и их заместителей, руководителей территориальных органов подведомственных федеральных служб и агентств;
- издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства — приказы ненормативного характера.
Финансирование расходов на содержание Минздравсоцразвития России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Как отмечалось выше, в ведении Минздравсоцразвития России находится ряд федеральных служб и агентств, хотя не все они имеют непосредственное отношение к сфере социального обеспечения населения.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти. По названию можно определить, что эта служба осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Служба осуществляет не только надзорные и контрольные функции в указанных сферах жизнедеятельности человека, но и некоторые другие функции, касающиеся социальной защиты населения. Например, работники этой службы регистрируют лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.
|
|
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития имеет следующие полномочия:
- контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания;
- контроль за порядком производства медицинской экспертизы, установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также за обеспечением реабилитации инвалидов;
- выдает лицензии на осуществление медицинской деятельности и деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи;
- регистрирует предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства;
- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения;
- организует прием населения по вопросам, входящим в ее компетенцию, обеспечивает полное и своевременное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним соответствующие решения и прочее.
Для выполнения возложенных задач работники этой службы имеют и соответствующие права:
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции этой службы;
- запрашивать и получать различные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в их компетенцию, и др.
Федеральная служба по труду и занятости:
- осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, за регистрацией инвалидов в качестве безработных;
- регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
- оказывает государственные услуги в содействии гражданам в поиске подходящей работы, в осуществлении социальных выплат безработным;
- проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений, осуществляет привлечение виновных к ответственности, рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- содействует в организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан, а также их психологической и социальной поддержки;
выдает заключения о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития.
Сюда относятся следующие вопросы:
- оказания медицинской помощи;
- предоставления услуг в области курортного дела;
- организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;
- оказания протезно-ортопедической помощи;
- реабилитации инвалидов, организации предоставления социальных гарантий социально незащищенным категориям граждан;
- социального обслуживания инвалидов;
- проведения медико-социальной экспертизы и др.
Для выполнения поставленных задач это агентство наделено соответствующими полномочиями.
Так, оно организует:
- направление российских граждан на лечение за границей;
- деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитационной индустрии;
- деятельность по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации, связи заболевания с профессией, а также деятельность по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф.
Помимо этого, агентство осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности по вопросам международной гуманитарной деятельности; проводит анализ деятельности подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и утверждает показатели их деятельности и прочее.
Возглавляют рассмотренные службы и агентства руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством Российской Федерации. Они несут персональную ответственность за работу вверенных им органов в целом.
Финансирование расходов на содержание служб и агентств осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Все перечисленные федеральные службы и агентства являются юридическими лицами. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами — положениями об этих органах.
Итак, государственная система органов социального обеспечения населения на федеральном уровне представляет собой сложную организационно-управленческую структуру:
- Минздравсоцразвития России и его центральный аппарат — департаменты и отделы;
- федеральные службы;
- федеральные агентства.
Подобную структуру органов, хотя и в разных вариациях, можно наблюдать и на нижестоящих уровнях — в субъектах Российской Федерации (на районном (городском) и местном уровне).
Они могут носить разные наименования — департаменты, комитеты, управления, отделы, но задачи и функции в целом у них одинаковые.
Особенностью нижестоящих органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации является то, что они находятся в двойном подчинении — Минздравсоцразвития России и администрации субъекта Российской Федерации, района (города), муниципальных образований.