Позволяет оценить значимость для организации отдельных факторов среды

A.

Основные характеристики имущества.

Классификация имущества предприятия

Имущество предприятия

Эффективность использования уставного капитала

Фондоотдача капитала ФОк = Т Пгод: К уст;

Рентабельность капитала R =П чист: К уст;

ТП год – стоимость товарной продукции

Пчист – чистая прибыль

Растет рентабельность, растет прибыль

Основные средства (внеоборотные активы), нематериальные активы, финансовые вложения (денежные средства), производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

· Недвижимое ( земельные участки, недра, леса, здания) и движимое ( все, что не относится к недвижимому имуществу, включая деньги, ценные бумаги)

· Оборотные ( совокупность оборотных фондов и фондов обращения – менее 1 года) и внеоборотные активы ( используются более 1 года)

Фонды обращения:

· Дебиторская задолженность

· Денежные средства в кассе и на счетах предприятия

· Запасы готовой продукции

· Продукция отгруженная, но не доставленная потребителю.

1. Является основой предприятии (средства труда и предметы труда)

2. Обуславливает производственную деятельность и является результатом

3. Является источником прибыли

4. Должно воспроизводиться, чтобы не потерять ценность.

5. Обслуживает производственный процесс

6. Выступает в качестве обеспечения заемных средств (может принимать форму залогового обеспечения)

Внешняя среда предприятия (понятие и оценка)

Совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешняя среда:

1. Микросреда (прямого воздействия на предприятия) – государство, состояние конкуренции в отрасли, поставщики и покупатели

2. Макросреда (среда косвенного воздействия на предприятия) – экономико-политические, социально-демографические, географические, культурные, НТП

Модели оценки внешней среды предприятия:

1. Состояние конкуренции в отрасли по Штакельбергу (тип рыночной структуры, используя один критерий – число участников рынка)

Поставшики Потребители
Много малых Немного средних Один крупный
Много малых Полиполия (сов конкур) Олигополия Монополия
Немного средних Олигополия Взаимное ограничение Ограниченная монополия
Один крупный монополия Ограниченная монополия Взаимная монополия

2. Оценка внешней среды с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана и индекса концентрации капитала на рынке (CR=∑qi, i-кол во фирм, q- доля выпуска в стоимостном выражении, если индекс до 35% - слабо концентрированный, до 70% - средней концентрации, выше 70% - высококонцентрированный)

3. Пятифакторный анализ отраслевой конкуренции М.Портера

· Позволяет определить проблемы с которыми приходится столкнуться компании

· Помогает выбрать стратегию, которая защитит его от конкурентных угроз

Силы М. Портера:

1. Рыночная сила поставщиков (склонность к торгу)

2. Рыночная сила покупателей (склонность к торгу)

3. Угроза появления новых конкурентов (определение прежде всего наличием и эффективностью барьеров на вхождение в рынок)

Барьеры - факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического харакетра, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с действующими участниками.

· Нестратегические

o Емкость рынка (ограниченность спроса) – насыщенность потребителей товаров и платежеспособность населения

o Объем первоначальных инвестиций (капитал)

o Абсолютное преимущество в издержках

o Административные барьеры (лицензирование, квотирование, усложненный порядок регистрации предприятия, предоставление служебных помещений, наличие неформальных отношений между органами власти и фирмами, ограничения на использование земель, лесных утопий)

o Состояние инфраструктуры рынка (сервис, дороги…)

o Криминализация экономики

· Стратегические

o Ценообразование (продажа фирмой-старожилом продукта по заниженной цене)

o Дополнительны инвестиции в оборудование (принимает форму незагруженных производственных мощностей и служит показателем величины невозвратных издержек)

o Дифференциация товара

o Долгосрочные контракты с третьими лицами (фирме-новичку нужно налаживать контакты с поставщиками, старожилам нет)

# Автомобилестроение, про-во сигарет, алкоголя, ручек – высокие барьеры входа на рынок (т.к. неэластичный спрос)

Медная промышленность, про-во мыла, стали, высококачественной обуви (из-за дорогого сырья), нефтепереработка – значительные барьеры

Синтетические ткани, про-во шин, упаковочных материалов, цемента, мукомольная промышленность – умеренные и низкие барьеры

4. Угроза появления взаимозаменяемых товаров (коэффициент перекрестной эластичности)

5. Соперничество между уже действующими на рынке конкурентами

· Если равный масштаб деятельности у конкурирующих компаний

· Если низкий уровень роста рынка (затруднены продажи)

· Достаточно высокий уровень постоянных затрат

· Высокий уровень затрат необходимых для выхода из бизнеса

o Банкротство – ликвидация (продажа активов компании), реорганизация (изменение управляющего состава фирмы при сохранении производства и последующим возобновлением выпуска продукции), поглощение (другая фирма берет на себя обязательства данной фирмы (выкуп долгов или скупка акций)

o Прекращение производства – уход фирмы с данного рынка (если действует в нескольких отраслях). Фирма продолжает существовать

o Продажа активов – предполагает смену собственников. Фирма уходит с рынка, но выпуск товаров продолжается.

· др

4. Анализ профиля среды

Методика – в таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

Важность для отрасли – 3 2 1

Влияние на организацию

Направленность предприятия

Экспертные оценки перемножаются и получается интегральная оценка показывающая важность факторы для организации

Факторы производства Значимость фактора
Значимость для отрасли А(0-3) Значимость для предприятия В Направление влияния С Степень влияния фактора А*В*С
1----- 2---------- 3-------------        

5. SWOT – анализ (слабые и сильные стороны, угрозы во внешней среде)

Внутренняя среда предприятия Внешняя среда производства Возможности Внешняя среда предприятия Угрозы
Сильные стороны предприятия Поле СиВ: Определяются меры, направленные на использование сильных сторон для реализации возможностей Поле СиУ: Определяются меры по использованию сильных сторон для снижения угроз
Слабые стороны Поле Слв: Определяются меры направленные на то чтобы слабые стороны не мешали реализации возможностей Поле СлУ: Определяются действия направленные на то чтобы слабые стороны не усиливали угрозы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow