Специального рассмотрения требует вопрос о государственных функциях, их характере и наборе, распределении между органами и по уровням управления. Формирование функций происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а
также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий: потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, нравственного и культурного уровня общества, профессионализма государственных структур и др. Функции федеральных органов исполнительной власти РФ представлены в табл. 38.1.
В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели, задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации собственно государственных функций и т.д. Каждая функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает цели и задачи государства: чем занимаются его органы и какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным. Большим своеобразием отличаются функции государства в периоды радикальных социальных перемен и переходных состояний.
|
|
Проведенный в 2004 г. в России анализ обоснованности и целесообразности выполнения всего набора государственных функций на федеральном уровне показал, что каждая пятая функция государства избыточна, порядка 8% дублируются, около 15% требуют уточнения. Каждая вторая функция подлежит упразднению или пересмотру, для чего потребуется внести изменения более чем в 400 нормативно-правовых актов, в их числе в 160 федеральных законов и 13 кодексов.
Система органов государственной власти формируется с целью организованного и скоординированного выполнения функций, классификация которых приводится ниже. К внутренним относят следующие функции: политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. В н е ш н и е функции включают интеграцию в мировую экономику, оборону страны, поддержку мирового порядка, сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.). По уровням федеративного устройства функции государственного управления распределяются следующим образом (табл. 8.1).
Теорией и практикой управления выработаны определенные принципы образования органов исполнительной власти и
Таблица 8.1