Уровень управления | Характеристики функций |
Исключительно федеральное государственное управление | Обеспечение экономической безопасности Обеспечение целостности финансовой системы Охрана природных ресурсов (воздух, внутренние воды, моря, шельфы, недра) Управление государственной собственностью Общественная и государственная безопасность Средства массовых коммуникаций и информатизации Целостность государственных информационных ресурсов и т.д. |
Совместное государственное управление — федеральное и региональное | Передача правоприменительной деятельности частично с федерального на региональный уровень относительно предметов совместного ведения при условии полного контроля со стороны федеральных органов |
Региональное управление | Функции государственного управления, кроме функций исключительно федерального и совместного государственного управления |
закрепления за ними функций государственного управления и регулирования. Суть этих принципов сводится к следующему:
1.По каждой функции полный набор элементов управления
должен включать целеполагание, прогнозирование, планирование,
контроль, учет, регулирование, информационное обеспечение и
методическое обеспечение.
2. Выполнение функций обеспечивается ресурсами: материальными, финансовыми, природными, трудовыми, информационными и др.
3. Органы исполнительной власти федерального уровня различаются в зависимости от набора закрепляемых функций и элементов управления и по своему статусу могут быть министерства
ми, комитетами, федеральными службами и федеральными агентствами.
4. Возложение функций на орган власти происходит одновременно с возложением на данный орган ответственности за выполнение функций.
5. Совмещение властных функций с осуществлением деятельности недопустимо.
6. Оценка результативности выполнения функций государственного управления производится по системе измеряемых индикаторов. Для каждого федерального органа исполнительной власти, ответственного за конкретные функции государственного управления, устанавливаются определенные показатели деятельности.
Особое внимание обратим на содержание политической функции в демократическом обществе, обеспечивающей соблюдение народовластия. Эта функция предполагает: 1) реализацию волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества) и иных государственных решениях; 2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими; 3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами; 4) наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним; 5) защиту конституционного строя, реализуемую как специальными органами, так и непосредственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.
В настоящее время имеются все необходимые предпосылки и условия, чтобы органы исполнительной власти были наделены правом исполнять следующие блоки государственных функций:
• поддержка предпринимательства и становление рыночных
отношений (формирование нормативно-правовой базы, привлечение коммерческих структур к реализации государственных про
грамм и заказов, развитие рыночной инфраструктуры, предоставление гарантий иностранным инвесторам, содействие открытию
предпринимателям доступа к кредитам, консультационно-методическая деятельность);
• разрешительные функции (формирование и размещение государственных заказов, их ресурсное обеспечение, квотирование,
лицензирование, субсидирование, создание бюджетных и внебюджетных фондов);
• контрольно-запретительные функции (государственное инспектирование, приостановление деятельности предприятий, экономические и административные санкции, введение норм безопасности, антимонопольные меры);
прямое управление объектами государственной собственности, не подлежащими приватизации, и участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом ак ций государства (наблюдательные советы, правления, собрания акционеров);
• аналитические функции (анализ и оценка состояния, выявление тенденций их развития, содействие развитию сферы услуг, рынков, конкурентной сферы и др.);
• информационные функции (разработка и предоставление
информации о прогнозируемой потребности населения и экономики, степени удовлетворения спроса, складывающихся пропорциях и т.п.);
• формирование и реализация научно-технической политики
(определение приоритетных направлений развития техники и технологии, организация научных исследований и технических разработок, экспертиза, выпуск нормативно-технической документации, финансирование);
• подготовка кадров для рыночных и нерыночных структур
(формирование и функционирование сети центров обучения);
• координирующие действия в области взаимосвязи региональных рынков, межгосударственных отношений стран СНГ, а так
же участие во внешнеэкономических связях.
До тех пор пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов. Перспектива развития заключается, видимо, в создании механизма, объединяющего рыночные и государственные рычаги управления. Для этого формы последнего надо трансформировать так, чтобы указанное сочетание носило непротиворечивый характер. Обратимся, например, к такой функции, как разработка и осуществление инновационной политики, имеющей в современных условиях особо важное значение. Уровень развития научно-технической сферы (науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий) в настоящее время определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста. И, естественно, выбор приоритетов в этой сфере имеет значение, не сравнимое ни с какими иными источниками развития. Развитые страны уже приступили к постановке и решению социальных задач научно-технической политики, связанных со смешением приоритетов в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов повышения качества жизни.
Об остроте связанных с этим проблем свидетельствует, например, то, что уровень инновационной активности в России (доля инновационно-активных предприятий в общем их числе промышленности) составляет в настоящее время лишь 9%. Пор$>го вое значение этого показателя — 25%. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2001 г. составляла 4,4%. По абсолютному объему высокотехнологичной продукции Россия уступает Германии и Великобритании в 27 раз. Японии — в 38 раз, США — в 70 раз. Объем инновационной продукции по отраслям колеблется от 0,2 до 10,3%. Экономической наукой доказано, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50%. В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн долл. Из этой суммы 39% — это продукция США, 30 - Японии, 16% — Германии. Доля России составляет всего 0,3%.
Приходится констатировать, что инновационная деятельность в России характеризуется резким расхождением между достаточно высокими научным потенциалом, уровнем и качеством образования, удельным весом технически образованного населения и крайне низкими результирующими показателями. Главная задача государства в данной сфере — это формирование благоприятных экономических и правовых условий для инновационной и инвестиционной деятельности, широкий спектр мер регулирования, в рамках которого целесообразна увязка налоговой, амортизационной, кредитной и таможенной политики. Несомненно, что в России государство должно принимать и обеспечивать реализацию жизненно важных решений о том, какие отрасли станут генераторами экономического роста, как наращивать масштабы научных расходов, расширять и укреплять сеть научно-исследовательских учреждений. Успех будет в значительной степени определяться возможностями мобилизации государством ресурсов в инновационной системе в гражданском и военном секторах использования новых технологий, академической и отраслевой науке, развитии институциональной среды.
Масштабы, скорость и результаты изменений не поддаются однозначной оценке. Состояние инновационной системы России характеризуется в настоящее время противоречивыми, разнонаправленными изменениями, в которых отставание одних элементов сочетается со стабилизацией и некоторым прогрессом других. Этот кризис может разрешиться развитием современной экономики, ведущим к становлению инновационной системы нового типа, ориентированной на социально-экономические потребности и обеспечивающей конкурентоспособность отечественных производителей на внутренних и мировых рынках. Решающая и организующая роль исполнительной власти в этом процессе очевидна.