double arrow

Распределение государственных функций по уровням управления

4
Уровень управления Характеристики функций
Исключительно феде­ральное государст­венное управление Обеспечение экономической безопасности Обеспечение целостности финансовой системы Охрана природных ресурсов (воздух, внутренние воды, моря, шельфы, недра) Управление государственной собственностью Общественная и государственная безопасность Средства массовых коммуникаций и информа­тизации Целостность государственных информационных ресурсов и т.д.
Совместное государст­венное управление — федеральное и регио­нальное Передача правоприменительной деятельности частично с федерального на региональный уро­вень относительно предметов совместного ве­дения при условии полного контроля со сто­роны федеральных органов
Региональное управ­ление Функции государственного управления, кроме функций исключительно федерального и со­вместного государственного управления

закрепления за ними функций государственного управления и регули­рования. Суть этих принципов сводится к следующему:

1.По каждой функции полный набор элементов управления
должен включать целеполагание, прогнозирование, планирование,
контроль, учет, регулирование, информационное обеспечение и
методическое обеспечение.

2. Выполнение функций обеспечивается ресурсами: материаль­ными, финансовыми, природными, трудовыми, информационны­ми и др.

3. Органы исполнительной власти федерального уровня раз­личаются в зависимости от набора закрепляемых функций и эле­ментов управления и по своему статусу могут быть министерства­
ми, комитетами, федеральными службами и федеральными аген­тствами.

4. Возложение функций на орган власти происходит одновре­менно с возложением на данный орган ответственности за выпол­нение функций.

5. Совмещение властных функций с осуществлением деятельности недопустимо.

6. Оценка результативности выполнения функций государ­ственного управления производится по системе измеряемых ин­дикаторов. Для каждого федерального органа исполнительной власти, ответственного за конкретные функции государственно­го управления, устанавливаются определенные показатели дея­тельности.

Особое внимание обратим на содержание политической функ­ции в демократическом обществе, обеспечивающей соблюдение народовластия. Эта функция предполагает: 1) реализацию волеизъ­явления народа в форме законодательства (правотворчества) и иных государственных решениях; 2) обеспечение государственно­го суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими; 3) создание условий для самоорга­низации и самоуправления народа, формирования демократичес­кого гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами; 4) наличие пра­вовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним; 5) защиту конституционного строя, реализуемую как специальными органа­ми, так и непосредственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

В настоящее время имеются все необходимые предпосылки и условия, чтобы органы исполнительной власти были наделены правом исполнять следующие блоки государственных функций:

• поддержка предпринимательства и становление рыночных
отношений (формирование нормативно-правовой базы, привле­чение коммерческих структур к реализации государственных про­
грамм и заказов, развитие рыночной инфраструктуры, предостав­ление гарантий иностранным инвесторам, содействие открытию
предпринимателям доступа к кредитам, консультационно-мето­дическая деятельность);

• разрешительные функции (формирование и размещение го­сударственных заказов, их ресурсное обеспечение, квотирование,
лицензирование, субсидирование, создание бюджетных и внебюд­жетных фондов);

• контрольно-запретительные функции (государственное инс­пектирование, приостановление деятельности предприятий, эко­номические и административные санкции, введение норм безо­пасности, антимонопольные меры);

прямое управление объектами государственной собственно­сти, не подлежащими приватизации, и участие в управлении ак­ционерными обществами с контрольным или иным пакетом ак ций государства (наблюдательные советы, правления, собрания акционеров);

• аналитические функции (анализ и оценка состояния, выяв­ление тенденций их развития, содействие развитию сферы услуг, рынков, конкурентной сферы и др.);

• информационные функции (разработка и предоставление
информации о прогнозируемой потребности населения и эконо­мики, степени удовлетворения спроса, складывающихся пропор­циях и т.п.);

• формирование и реализация научно-технической политики
(определение приоритетных направлений развития техники и тех­нологии, организация научных исследований и технических раз­работок, экспертиза, выпуск нормативно-технической докумен­тации, финансирование);

• подготовка кадров для рыночных и нерыночных структур
(формирование и функционирование сети центров обучения);

• координирующие действия в области взаимосвязи региональ­ных рынков, межгосударственных отношений стран СНГ, а так­
же участие во внешнеэкономических связях.

До тех пор пока рыночные отношения не займут господству­ющего положения, управление предприятиями и роль в нем го­сударства будут существенно отличаться, в частности, от запад­ных прототипов. Перспектива развития заключается, видимо, в создании механизма, объединяющего рыночные и государствен­ные рычаги управления. Для этого формы последнего надо транс­формировать так, чтобы указанное сочетание носило непротиво­речивый характер. Обратимся, например, к такой функции, как разработка и осуществление инновационной политики, имеющей в современных условиях особо важное значение. Уровень разви­тия научно-технической сферы (науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий) в настоящее время опре­деляет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста. И, естественно, вы­бор приоритетов в этой сфере имеет значение, не сравнимое ни с какими иными источниками развития. Развитые страны уже при­ступили к постановке и решению социальных задач научно-тех­нической политики, связанных со смешением приоритетов в сто­рону информационных услуг, медицины, экологии и других ас­пектов повышения качества жизни.

Об остроте связанных с этим проблем свидетельствует, напри­мер, то, что уровень инновационной активности в России (доля инновационно-активных предприятий в общем их числе промышленности) составляет в настоящее время лишь 9%. Пор$>го вое значение этого показателя — 25%. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продук­ции в 2001 г. составляла 4,4%. По абсолютному объему высоко­технологичной продукции Россия уступает Германии и Великоб­ритании в 27 раз. Японии — в 38 раз, США — в 70 раз. Объем ин­новационной продукции по отраслям колеблется от 0,2 до 10,3%. Экономической наукой доказано, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50%. В настоящее время объем ми­рового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн долл. Из этой суммы 39% — это продукция США, 30 - Японии, 16% — Гер­мании. Доля России составляет всего 0,3%.

Приходится констатировать, что инновационная деятельность в России характеризуется резким расхождением между достаточ­но высокими научным потенциалом, уровнем и качеством обра­зования, удельным весом технически образованного населения и крайне низкими результирующими показателями. Главная задача государства в данной сфере — это формирование благоприятных экономических и правовых условий для инновационной и инве­стиционной деятельности, широкий спектр мер регулирования, в рамках которого целесообразна увязка налоговой, амортизаци­онной, кредитной и таможенной политики. Несомненно, что в России государство должно принимать и обеспечивать реализа­цию жизненно важных решений о том, какие отрасли станут ге­нераторами экономического роста, как наращивать масштабы научных расходов, расширять и укреплять сеть научно-исследо­вательских учреждений. Успех будет в значительной степени определяться возможностями мобилизации государством ресур­сов в инновационной системе в гражданском и военном секто­рах использования новых технологий, академической и отрасле­вой науке, развитии институциональной среды.

Масштабы, скорость и результаты изменений не поддаются однозначной оценке. Состояние инновационной системы России характеризуется в настоящее время противоречивыми, разнона­правленными изменениями, в которых отставание одних элемен­тов сочетается со стабилизацией и некоторым прогрессом дру­гих. Этот кризис может разрешиться развитием современной экономики, ведущим к становлению инновационной системы нового типа, ориентированной на социально-экономические по­требности и обеспечивающей конкурентоспособность отече­ственных производителей на внутренних и мировых рынках. Решающая и организующая роль исполнительной власти в этом процессе очевидна.

4

Сейчас читают про: