Характеристика отдельных направлений маркетинговой деятельности.
Маркетинговый план
План маркетинга включает в себя большое число вопросов, требующих детальной проработки при бизнес-плане. Однако не стоит все детали маркетинга включать в официальный вариант бизнес-плана. В данном разделе целесооб разно изложить основные моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес-плана.
Структура раздела может быть следующей:
• стратегия маркетинга;
• товарная политика;
• ценовая политика;
• сбытовая политика
• коммуникативная политика;
• бюджет маркетинга.
Отправной точкой описания стратегии маркетинга является сегментация рынка и отбор целевых рынков. Для каждого целевого сегмента разрабатывается своя стратегия маркетинга с учетом позиций конкурентов в данном сегменте. При этом излагаются общие направления, а также стратегии внутри каждой составляющей комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики). Результаты маркетинговой деятельности могут быть представлены в виде таблицы
|
|
Товарная политика включает следующие основные направления: ассор-тиментная политика, создание новой продукции, стратегия предприятия в об¬ласти качества продукции, дизайновая стратегия, рыночная атрибутика товара, стратегия организации сервисного обслуживания.
Ассортиментная политика включает ассортиментные группы товаров, от-дельные товары в рамках ассортиментной группы, структуру продукции, ста¬дии жизненного цикла отдельных товаров, способы продления жизненного цикла товаров, обоснование товарных стратегий фирмы.
Ценовая политика. Здесь осуществляется формирование целей ценообра-зования, исходя из общих целей бизнес-плана; вырабатывается ценовая страте¬гия; выбирается метод ценообразования и выполняется расчет исходной цены товара; вырабатывается ценовая тактика; обосновывается различие цены, уста навливаемой предприятием, и цен конкурирующих товаров; прогнозируется возможная реакция рынка на изменение цены товара.
Сбытовая политика. В этом случае дается характеристика каналов рас-пространения товара, обосновывается необходимость участия посредников и порядок их выбора, описываются используемые формы заинтересованности по-средников. Кроме того, здесь излагается используемая предприятием система товародвижения, включающая:
- комплекс целей товародвижения;
- порядок обработки заказов;
- схемы транспортировки товара;
- смету затрат на реализацию продукции.
Коммуникативная политика. Здесь в бизнес-плане отражаются цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуника¬ций, характеристика инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций.
|
|
Бюджет маркетинга. Определяется метод расчета бюджета маркетинга, приводятся размеры затрат на маркетинг, производится распределение бюджета маркетинга по направлениям работы.
6.6. Производственный план
Данный раздел бизнес-плана разрабатывается только той фирмой, кото¬рая собирается заниматься производством. Данные и расчеты раздела должны показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
Структура раздела может иметь следующий вид:
- технология производства товара;
- методы и средства контроля качества продукции;
- производственная программа;
- производственные мощности и их развитие;
- потребность в долгосрочных активах;
- календарный план развития производства;
- потребность в оборотных средствах;
- прогноз затрат;
- система охраны окружающей среды.
Характеристика отдельных направлений производственного плана
Технология производства товара. Важнейшая составляющая раздела - описание производственного процесса. Указываются: тип производства, мето¬ды его организации, структура производственного цикла, схема технологиче¬ского процесса, схема грузопотока.
Производственная программа. Прогноз объемов производства и реализа¬ции продукции осуществляется на основе сопоставления результатов маркетин¬говых исследований рынка сбыта продукции с производственными возможно¬стями предприятия. При этом он может быть равным или превышать прогноз¬ное значение сбыта продукции.
Как правило, в бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска ка¬ждого вида продукции в натуральном выражении, а также планируемые значе¬ния этих показателей на ближайшие 5 лет. Прогнозирование объема производ¬ства в номенклатурном разрезе по периодам производится следующим образом: первый год - по кварталам, второй год - по полугодиям, последующие годы - в целом за год
В рабочем варианте бизнес-плана необходимо разработать три варианта прогноза производства продукции: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. В официальный бизнес-план включается оптимальный вариант с учетом данных раздела «Риски» и расчетов экономической эффективности проекта.
Производственные мощности и их развитие. В бизнес-плане оценивается соответствие объемов выпуска продукции имеющимся производственным мощностям, приводятся данные о балансе производственных мощностей как отчетные, так и прогнозируемые на ближайшие годы с учетом ввода в действие новых мощностей, уменьшения их в результате выбытия. Здесь же указываются значения коэффициентов сменности работы оборудования и использования производственных мощностей.
Потребность в долгосрочных активах. Здесь дается краткая характеристика имеющихся ОПФ и нематериальных активов: состав, структура, стоимость отдельных видов имущества, технические характеристики, степень износа, необходимость ремонта и реконструкции.
Календарный тан развития производства. Данный план приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении масштабных проектов на действующем предприятии. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его це¬ли.
Потребность в оборотных средствах. Для вновь создаваемых предпри¬ятий производится расчет потребности в оборотных средствах; для действую¬щих предприятий - корректировка величины оборотных средств производится в финансовом разделе бизнес-плана.
Прогноз затрат. Здесь выполняется расчет затрат, составляется смета производства, разрабатываются калькуляции. В сметах затрат на производство выделяется величина и доля постоянных и переменных издержек.
|
|
Система охраны окружающей среды. Оценивается воздействие деятель¬ности предприятия на окружающую среду, водные ресурсы. Указываются меры по утилизации отходов, обеспечению жизнедеятельности и соответствующие затраты на эти цели.