Лекция № 12. Системность означает необходимость использования систем­ного анализа и синтеза в каждом управленческом решении

Системность означает необходимость использования систем­ного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разруше­нию. Комплексность в управлении означает необходимость все­стороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направ­лений, всех сторон деятельности, всех свойств. У хорошего управленца каждый управленческий акт учитывает особенности характера, привычки, вкусы, возрастные особенности подчинен­ных и т.д.

3. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.

Любое принимаемое решение должно разрабатываться колле­гиально (или коллективно). Это означает всесторонность (ком­плексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

При решении сложных проблем (внедрении новой техноло­гии, автоматизации производства, поиске новых каналов това­родвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при са­мом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных рабочих, инженеров, агентов, дилеров, посредников и т.д.

Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя органи­зации (фирмы).

Для каждого должностного лица устанавливается точная от­ветственность за выполнение определенных и точно очерченных работ.

4. Принцип централизованности и децентрализованности.

Централизация позволяет обеспечить жесткую взаимную коор­динацию звеньев в рамках целостной системы управления.

Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоор­динированности, чем больше инвариантность деятельности ор­ганизации и чем меньше требуется автономности и самостоя­тельности функционирования подразделений.

Децентрализация способствует структурной гибкости, раз­витию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожи­данные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев.

Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она поте­ряет свою структурность.

5. Принцип пропорциональности в управлении.

Принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть его заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта управления (управляющей подсистемы).

Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен системой количественных и качественных показателей.

Среди количественных показателей используются такие, как:

· соотношение численности руководителей, инженерно-технических работников (ИТР), служащих и рабочих;

· изменение удельного веса работников управленческого аппарата в общей численности промышленно-производственного персонала (ППП);

· отно­сительное опережение темпов роста выработки продукции на одного работника аппарата управления по отношению к тем­пам роста выработки на одного работника ППП;

· удельный вес заработной пла­ты работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

· удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

· удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

· удельный вес затрат на содержание управленческого аппарата на 1 гривну стоимости реализованной продукции;

· изменение суммы прибыли, приходящейся на одного работника управленческого персонала и др.

К качественным показателям можно отнести:

· соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений;

· своевременность выполнения всех функций, операций и процедур, закрепленных за подразделениями аппарата управления;

· надежность (безотказность) системы управления;

· повышение уровня, обоснованность принимаемых управленческих решений и др.

Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, что составляет одну из важнейших задач управле­ния.

6. Принцип единства распорядительства в управлении.

Рациональная структура управления - это структура, в кото­рой установлена четкая персональная закрепленность полномо­чий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.

Основные варианты закрепления полномочий распорядительства:

· за непосредственными руководителями в рамках общей субоординации полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;

· за вышестоящими руководителями полномочия, которые не делегированы ими на нижестоящие уровни;

· за руководителями функциональных подразделений полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем.

Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.

7. Принцип экономии времени.

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.

Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений.

8. Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

Создание новых систем управления осуществляется для реа­лизации определенного набора целей.

Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.

В реально действующих системах управления управленче­ские функции распределены между производственными и управ­ленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи ме­жду элементами структуры.

В процессе функционирования организации лишние элемен­ты структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции.

9. Принцип делегирования полномочий.

Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассмат­ривать его как отдельный принцип управления.

Полномочия представляют собой ограниченное право исполь­зовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Делегирование полномочий означает передачу задач и пол­номочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, кото­рый занимает ее в данный момент.

Важность принципа делегирования полномочий особенно растет в условиях экономических методов управления, реализа­ция которых практически невозможна без самостоятельности и творческой инициативы исполнителей. Основной формулой принципа является: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека».

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя, обеспечивается соблюдение нормы управляемости.

10. Принцип обратной связи.

Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования и развития систем управления. Это также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управленческих действий.

Обратная связь - это воздействие результатов функциониро­вания, управления какой-либо системы (объекта) на характер это­го функционирования, управления. Основная идея принципа об­ратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия.

Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состоя­ния является источником возникновения в управляющей подсис­теме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостаз, обеспечивающий сохра­нение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внут­ренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.

Вопросы по теме 4:

1. Дайте определение понятия закон.

2. Назовите и раскройте сущность законов развития объективного мира.

3. В чем состоит специфика законов управления?

4. Раскройте сущность закона единства и целостности системы управления.

5. Сущность и содержание закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.

6. Сущность и содержание закона зависимости эффективности решения задач управления от объекта использования информации.

7. Сущность и содержание закона единства и соподчиненности критериев, используемых в процессе управления.

8. Сущность и содержание закона совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

9. Сущность и содержание закона соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

10. Дайте определение понятия принципа управления.

11. Классификация принципов управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: