От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности их прогнозирования и степени соответствующей реакции зависит судьба предприятий.
Кризисная ситуация - является общей закономерностью, свойственной рыночной экономики и характеризуется:
· неравномерностью развития экономики, и тем более отдельных ее частей;
· колебанием объемов производства и сбыта;
· значительным спадом производства.
Банкротство предприятия квалифицируется кризисной ситуацией, возникшие в результате:
· отсутствия соответствующих профилактических мер (могут привести к чрезмерному разбалансированию экономики предприятия)
· неспособности продолжения финансового обеспечения производственного процесса.
Приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все участники, то их большинство.
Предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит возможность:
|
|
· развить свое дело (сменив руководство, не справляющееся со своими обязанностями);
· провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику;
· привлечь необходимые для развития производства инвестиции.
В этой связи:
1) кредиторы получат шанс спасти свои деньги;
2) общество получит структуру экономики, приспособленную к рынку;
3) население - нужные товары;
4) персонал фирмы будет заниматься нужным делом.
Но социальная защита должная предусмотреть обеспечение высвобожденного персонала работой, приличным пособием по безработице, переподготовку его квалификации.
Рис. Цели и принципы системы банкротства
Факторы, влияющие на деятельность фирмы: внешние и внутренние.
К внешним факторам:
· размер и структура потребностей населения;
· уровень доходов и накоплений населения, а значит его покупательная способность;
· политическая стабильность и направленность внутренней политики;
· развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;
· уровень культуры, т.е. привычки и нормы потребления, предпочтения одних товаров и отрицательное отношение к другим;
· международная конкуренция, при которой зарубежные фирмы в одних случаях выигрывают за счет дешевого труда, а в других - за счет более совершенных технологий.
К внутренним факторам:
· философия фирмы;
· принципы ее деятельности;
· ресурсы и их использование;
· качество и уровень использования маркетинга.