Планирование – это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента..
Любой процесс планирования состоит из трех основных этапов:
I этап. Определение текущей ситуации и ее анализ.
Выражаясь языком военной стратегии, предприятие «изучает место дислокации», то есть свое положение на рынке. Стандартный инструментарий этого этапа – это STEP и SWOT- анализ. Задача этого этапа – определить сильные и слабые стороны предприятия.
II этап. Выбор целей.
Продолжая использовать военную терминологию, можно сказать, что предприятие «обнаруживает цели». Задача этого этапа – «определить боевую задачу», выработать стратегические цели развития, исследуя возможности и угрозы внешней среды.
III этап. Определение способов достижения цели.
Задача этого этапа – «определить маршрут выдвижения на боевую позицию и средства поражения целей», выработать тактические задачи по достижению намеченных стратегических целей.
. Задачи менеджера на каждом из этапов планирования связаны с получением ответов на следующие вопросы:
1. Где мы находимся в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, человеческие ресурсы, маркетинг, производство, научные исследования и т.д.
2. Куда мы хотим двигаться? Формулировка целей с учетом возможностей и угроз.
3. Как мы собираемся сделать это? Разработка программы перехода от текущего состояния к планируемому, как в общих чертах, так и конкретно.
Иначе говоря, планирование – это процесс определения целей и выбора способов их достижения.
Планирование – это не одноразовое событие, это циклический процесс: определение целей, принятие решений, реализация, контроль, анализ отклонений, корректировки, определений целей и т.д.
Необходимость в постоянном планировании объясняется постоянным изменением внешней среды. А это значит, что еще в процессе реализации плана необходимо корректировать его, уточнять цели и задачи. А после реализации плана выявлять причины отклонения от заданных целей и опять корректировать его.
Планирование – это не только умение предусмотреть все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.
Результатом процесса планирования является система планов:
1. Стратегический план, или генеральный план фирмы (на 5 лет вперед);
2. Общефирменные планы, составляющие продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организаций. Основой этих планов является план развития фирмы (бизнес-план).
3. Краткосрочные планы фирмы и текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
4. Программы и бизнес-проекты.
По существу, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих роль, которую каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.
Планирование можно классифицировать по следующим критериям:
1. По степени охвата:
· общее планирование (планирование, охватывающее все относящиеся к данному вопросу области и величины),
· частичное (планирование, охватывающее только определенные области и величины).
2. По содержанию планирования в аспекте предпринимательской политики:
· стратегическое – приоритет высшего уровня управления (относится к поиску новых возможностей и продуктов производства),
· тактическое – приоритет среднего уровня управления (относится к созданию предпосылок для известных возможностей и продуктов),
· оперативное – приоритет низового уровня управления (относится к реализации конкретной возможности).
3. По предмету планирования (объектам планирования):
· целевое (относится к определению общих, стратегических и оперативных целей и ограничений),
· планирование средств (относится к планированию ресурсов, таких как: персонал, оборудование, материалы, финансы, информация),
· программное планирование (планирование программ производства и сбыта),
· планирование действий (например, специальных продаж).
4. По сферам функционирования:
· планирование сбыта (планирование цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта),
· планирование производства (планирование программы подготовки и процесса производства);
· планирование персонала (планирование потребности в персонале, подготовки персонала),
· планирование запасов (планирование потребностей, закупок);
· инвестиционное планирование, планирование финансов (планирование источников финансирования, капиталовложений);
· расширенное общее планирование.
5. По глубине планирования:
· глобальное, контурное (планирование с агрегированными величинами, макровеличинами);
· детальное планирование (отдельных компонентов агрегатов, участков, видов расходов).
6. По срокам:
· краткосрочное (полугодичное, квартальное, месячное, недельное планирование);
· среднесрочное (планирование на сроки от 1 до 5 лет);
· долгосрочное (на сроки более 5 лет).
7. С точки зрения структуры организации:
· общее планирование,
· планирование места размещения предприятия,
· планирование сфер деятельности, отделов и участков.
8. По координации частных планов во времени:
· последовательное (частные планы и их переменные выстраиваются в одном согласованном процессе),
· одновременное планирование, при котором переменные всех планов определяются в одном единственном акте планирования).
9. По учету изменения данных:
· жесткое (применяется все реже, так как в этом случае план не может приспособиться к изменению внешних и внутренних условий),
· гибкое (обладает эластичностью – предусматривает использование последовательности альтернатив планов, делающей возможным развитие плана с каждым новым шагом).
10. По очередности во времени:
· упорядоченное, текущее планирование (оформляется как последовательное планирование – по истечению сроков планирования устанавливаются новые сроки, скользящее планирование – по истечении определенного запланированного срока планирование продлевается на следующий период),
· внеочередное, эвентуальное планирование (например, создание, преобразование, оздоровление предприятия).
В чем причины ограниченного бизнес-планирования? Перечислим наиболее важные:
1. недостаток знаний;
2. непрактичные средства;
3. значение системного, комплексного планирования не осознается достаточно полно;
4. роль руководителя проекта.
На всех этапах планирования широко применяются математические методы.