Международная миграция рабочей силы

Помимо миграции капитала важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы, представляющая собой перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

На начало 1995 года в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 году.

Причинами миграции являются факторы:

• экономические (поиск работы; повышение доходов и уровня жизни (например, средняя почасовая оплата труда (в долл. США) в Германии составляла в 1997 г. 30,33; Турции – 23,89; Швеции –22,74; Франции – 18,85; Англии – 13, 63; Чехии – 1,64; Венгрии – 1,40; России – 1,13.); различные уровни экономического развития стран; наличие органической безработицы в некоторых странах; развитие средств транспортной связи);1

• неэкономические (политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.)

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие, специалисты, учёные.

Виды миграции:

• эмиграция – это выезд населения из страны за границу;

• иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны.

Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формируют международный рынок труда.

Миграционные потоки:

- из развивающихся стран в промышленно развитые;

- между промышленно развитыми странами;

- между развивающимися странами (в страны с наибольшим ввозом капитала);

- из бывших социалистических стран;

- работников, специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся;

- “утечка умов” в развитые страны;

- миграция рабочей силы в рамках СНГ;

Для развитых стран приток рабочей силы позволяет обеспечивать рабочей силой отдельные отрасли (во Франции, напр., эмигранты составляют 25% занятых в строительстве,
1/3 - в автомобилестроении, в Бельгии – 50% - шахтёров, в Швейцарии – 40% - в строительстве).

Влияние миграции р.с. на экономику:

При импорте рабочей силы:

• в стране принимающей рабочую силу растёт производство, повышается конкурентоспособность, её товаров, уменьшаются издержки производства, связанные с более дешёвой рабочей силой;

• иностранные рабочие, предъявляя повышенный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства;

• принимая иностранных рабочих, страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

• иностранные рабочие рассматриваются как амортизатор в случае кризисов и безработицы, они первыми могут быть уволены;

• иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями, социальными льготами и пособиями.

При экспорте рабочей силы:

• страна взимает налоги с фирм-посредников;

• в страну идут переводы на поддержку семей и родственников;

• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину СП и предметов длительного пользования, наличных средств).

Государственное регулирование миграционных процессов:

• обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;

• гарантии возвращения мигрантов на родину;

• обеспечение поступления в страну и использование валютных переводов мигрантов;

• содействие смягчению безработицы, благодаря выезду работников, профессии которых не пользуются спросом;

• ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;

• предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: