Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане.
Назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:
1. Бизнес-план показывает, какими методами и с помощью каких средств можно достичь поставленных целей.
2. С помощью бизнес-плана можно получить желаемые вложения капитала от потенциальных инвесторов. Ведь именно на основе бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса.
3. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.
4. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.
5. Обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.
6. Определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.
К их числу основных функций бизнес-планирования следует отнести:
обоснование стратегии (общей концепции) и тактики развития предприятия;
планирование, позволяющее оценивать и контролировать процесс развития деятельности предприятия;
привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты);
привлечение инвесторов и расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект.
При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования:
необходимость;
непрерывность;
эластичность и гибкость;
единство и полнота (системность);
точность и детализация;
экономичность;
оптимальность;
связь уровней управления;
участие;
холизм (сочетание координации и интеграции).
Формирование бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов (рис. 1, 2):
определение миссии предприятия;
формирование цели и задач проекта;
установление общей структуры бизнес-плана;
сбор необходимой информации;
составление бизнес-плана (процесс планирования).

Рисунок 1 - Порядок и особенности разработки бизнес-план

Рисунок 2 - Последовательность этапов составления и подготовки бизнес-плана






