Данный раздел бизнес-плана в зависимости от объекта исследования, вида бизнеса может быть интерпретирован как торговый план, план оказания услуг, план перевозок и т.д.
Главная задача этого раздела плана – показать производственно-технические возможности предприятия по выпуску продукции (работ, услуг), на которые нацелен бизнес-план, возможности произвести их надлежащего уровня качества, в нужные сроки и необходимом количестве.
Производственный план является ключевым разделом бизнес-плана. При его разработке необходимо собрать информацию по следующим вопросам:
1. где будет производиться продукция:
- если на вновь созданном предприятии – необходимо обосновать выбор месторасположения производства с точки зрения близости к заказчикам, поставщикам, смежникам, доступности рабочей силы, транспортной инфраструктуры и т.д.;
если на действующем предприятии – необходимо описать имеющиеся условия работы: производственные площади, оборудование, инструмент, оснастка; отметить, достаточна ли имеющаяся производственная база для реализации проекта, и каковы перспективы ее расширения, реконструкции и на каких условиях: аренда, лизинг. Это в свою очередь позволяет определить величину финансовых средств, требуемых для осуществления проекта;
2. какие для этого потребуются производственные мощности?
|
|
Рассчитанный объем продаж диктует необходимый размер производственной мощности предприятия. Если существующих мощностей по производству продукции недостаточно, то в этом разделе рассчитываются мероприятия по вводу новых мощностей или расширению действующих;
3. Где, у кого и на каких условиях (уровень цен) будут закупаться сырье, материалы и комплектующие, издержки, топливо, энергия, тара, запасные части, т.е. необходимо собрать исчерпывающую информацию для обеспечения проекта;
4. Какова репутация поставщиков, и есть ли опыт работы с ними?
5. Возможно ли лимитирование объемов производства со стороны имеющихся производственных мощностей или поставляемых материально-технических ресурсов?
6. Какова возможность переналадки оборудования с изменением ассортимента?
7. Какова система контроля качества?
8. каковы системы утилизации отходов, очистки выбросов и затраты на охрану окружающей среды?
Собрав необходимую информацию в контексте вышеперечисленных вопросов, целесообразно структурировать план производства следующим образом:
процесс производства продукции, в том числе:
краткая характеристика технологии производства;
анализ поставщиков;
производственное оборудование;
система контроля качества производства продукции;
производственная программа и ее обоснование.
Формирование данного раздела целесообразно начать с разработки плана продаж продукции в стоимостном и натуральном показателях (табл. 13), а затем с разработки непосредственно производственной программы, с учетом стоимостных и натуральных показателей и запасов готовой продукции (табл. 14).
|
|
Таблица 13
План продаж
Наименование продукции | 1 год (помесячно) | 2 год | 3 год | |||||||||
1 | 2 | … | 12 | |||||||||
Ожидаемый объем продаж,шт. В том числе: | ||||||||||||
Продукт А | ||||||||||||
Продукт В | ||||||||||||
Цена продаж, руб. | ||||||||||||
Продукт А | ||||||||||||
Продукт В | ||||||||||||
Выручка от продаж, руб. В том числе: | ||||||||||||
Продукт А | ||||||||||||
Продукт В |
Таблица 14
Программа производства продукции
Показатель | 1 год (помесячно) | 2 год | 3 год | |||||||||
1 | 2 | … | 12 | |||||||||
Планируемый объем продаж, шт. (руб.), в т.ч.: | ||||||||||||
Продукт А | ||||||||||||
Продукт В | ||||||||||||
Планируемый запас на конец периода, шт. (руб.), в т.ч.: | ||||||||||||
Продукт А | ||||||||||||
Продукт В | ||||||||||||
Запас на начало периода, шт. (руб.), в т.ч.: | ||||||||||||
Продукт А | ||||||||||||
Продукт В | ||||||||||||
Количество к производству, шт. (руб.), в т.ч.: | ||||||||||||
Продукт А | ||||||||||||
Продукт В |