Система планов экономической организации

Результатом процесса планирования является система планов.

План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план - это набор инструкций для менеджеров, описывающих, ка­кую роль каждая часть организации должна играть в процессе дос­тижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим опреде­ляется комплексный характер системы планов, которую можно раз­делить на следующие элементы.

1. Стратегический план, по-другому называемый генераль­ным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).

2. Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития.

3. Оперативные планы организации.

- общефирменные планы текущей деятельности, так назы­ваемые "хозяйственные планы", или "планы прибыли", рас­считываются на один год. С помощью планов текущей дея­тельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

- текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, до­полняют общефирменные планы текущей деятельности.

4. Помимо планов результатами процесса планирования яв­ляются программы (или планы-программы) и проекты.

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбран­ные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят гло­бальные программы организации.

Стратегический план является ориентиром для принятия ре­шений на более низких уровнях; общие цели организации, опреде­ленные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступа­тельные планы предполагают развитие организации, производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом фирмы.

Средние и мелкие фирмы во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих по­зиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

План развития организации, являясь выражением наступа­тельных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необхо­димых для создания новых сфер деятельности фирмы. План разви­тия должен определять пути выхода на новые позиции и уметь да­вать ответы на следующие вопросы.

=> Каковы будут условия спроса в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители от данной экономической организации?

=> Каков должен быть характер внутренних элементов органи­зации, необходимый для ее развития?

=> Какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия или же какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услу­гами?

=> Каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новой продукции?

=> Каков должен быть диапазон экономических ресурсов, '• нужный для производства новых товаров и услуг?

=> Каковы должны быть организационные способы создания новых производств: будет ли это поглощение в форме скуп­ки (аквизиций) других предприятий, слияние с организа­циями, производящими нужные продукты, или создание новых производств собственными силами, путем проведе­ния научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов.

Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес-плана.

Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план.

Ликвидационный план включает в себя рекомендации по из­бавлению от не нужных организации элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдель­ные организационные единицы.

Характерной для экономической организации является разра­ботка программ и проектов.

Программы обычно определяют развитие годного из важных аспектов жизни экономической организации. Это могут быть про­граммы по совершенствованию технологии, программы организа­ции контроля качества, программы учета движения запасов и другие.

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на оп­ределенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают тех­нические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уров­нем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с соз­данием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.

Нельзя преувеличивать возможности проектов при определе­нии точных сроков выполнения и конкретных характеристик нового товара. Расхождение между первоначальными показателями проек­та и его реальным выполнением, а также причины такого расхож­дения проиллюстрирует пример одного из наиболее впечатляющих проектов последнего десятилетия - проект создания компьютера "Ньютон" известной американской фирмы "Эпл" ("Apple").

*В конце восьмидесятых годов фирма "Эпл" организовала раз­работку компьютера с принципиально новыми возможностя­ми, очень удобного для применения в бизнесе и в быту. Пред­полагалось, что новый продукт будет наделен способностью считывать краткие записи, сделанные на экране вручную спе­циальным пером, для того чтобы преобразовывать их в ма­шинный текст, и, кроме того, сможет запоминать их и пере­давать по беспроводным сетям на другие компьютеры. Поми­мо этого данный компьютер должен был бы взять на себя некоторые функции секретаря, например автоматически вводить в электронный еженедельник заявленное время встречи, принятое им по сети. Компьютер должен был быть мощным и дорогостоящим. Разработанный проект предпола­галось реализовать в двухлетний срок.

Однако процесс реализации внес значительные изменения в первоначальный проект:

запланированный двухлетний срок пришлось удлинить до трех с лишним лет (окончание работ, запланированное на конец 1991-начало 1992 г., пришлось на 1993 г.);

• из существовавшего в проекте дорогого и массивного ком­пьютера, выполняющего множество операций, "Ньютон" превратился в маленький, помещающийся в руке, и недоро­гой, стоимостью не более 1000 долларов, компьютер, ко­торый лишился многих первоначально предполагавшихся функций;

• кроме того, полученный компьютер не справился с основ­ной своей задачей - он совершал грубые ошибки при пере­воде рукописных текстов в машинные, за что вызвал многочисленные насмешки в печати и среди специалистов.

Каковы же были причины столь заметных расхождений между проектом и реальностью?

Во-первых, создание такого технологически сложного про­дукта, как компьютер, в разработку которого входит напи­сание миллионов строк команд, нельзя точно запланировать во времени - и это проблема любой отрасли современного вы­сокотехнологического рынка. Здесь же нужно добавить, что всякие новые открытия и взрывы в области технологии мо­гут сделать устаревшей саму перспективную разработку.

Во-вторых, при создании "Ньютона" был нарушен важный принцип разработки и реализации планов - принцип единства. Темпы продвижения компьютера различными подразделения­ми фирмы не совпадали, не было хорошей согласованности между подразделениями. Специалисты по маркетингу ушли далеко вперед, и на рынке была представлена грубая лабора­торная модель, далеко отстающая от готового компьютера. В то же время разработчики компьютера сильно отстали в основном из-за трудностей с созданием нового языка про­граммирования "Дилан". Поэтому готовая модель оказалась столь несовершенной.

В-третьих, в команде разработчиков возникли серьезные разногласия между интуитивно, творчески мыслящими ме­неджерами и специалистами-руководителями технократиче­ского типа, сосредоточенными на узкопрофессиональных про­блемах, замкнутыми в своем "кастовом" кругу.

И наконец, в-четвертых, как уже отмечалось, не всегда пе­ресмотр планов является злом для фирмы: уменьшенные габа-

риты и низкие цены "Ньютона" сделали его конкурентоспо­собным, более доступным для потребителей. А именно лег­кость в обращении и удобные габариты всегда отличали про­дукты фирмы "Эпл".*

Подробнее о предпринимательских проектах см. главу 4. Кроме указанных видов плановых документов организация должна составить вспомогательные планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план органи­зации планирования, планы действий при непредвиденных обстоя­тельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.

Основные вопросы организации внутрифирменного планиро­вания изложены в следующем параграфе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: