Экономическая эффективность производства в рыбном хозяйстве

В общем виде эффективность представляет собой соотношение результатов и затрат, принимая во внимание возможную разнонаправленность целей и интересов разных хозяйствующих субъектов, имеющих в своем распоряжении ограниченное количество благ.

Несмотря на то, что одной из ключевых задач рыбной отрасли является удовлетворение потребности населения в рыбной продукции, ее реализация чрезвычайно сложна, особенно в условиях современной Украины.

Одним из социальных критериев эффективности рыбной отрасли является достижение оптимального уровня потребления рыбы и морепродуктов.

Главным критерием эффективности рыбной отрасли на уровне национальной экономики служит повышение уровня потребления рыбы и рыбопродуктов населением страны.

В этой связи названный выше показатель потребления рыбы и рыбопродуктов на душу населения может выступать в качестве показателя степени удовлетворения потребностей (Суп) в количественном (кг/год) и качественном аспектах:

 
 
Дп (Достигнутый уровень потребления) Ап (Абсолютная потребность)

(8.1)
С уп =


Достигнутый уровень потребления рыбных продуктов включает в себя две составляющие: потребленная продукция отечественных производителей и продукция, потребленная и импортированная в Украину из зарубежных стран. К сожалению, в последние годы наблюдается все меньшее влияние на указанный показатель первой составляющей. В этой связи равенство достигнутого уровня потребления и объема производства рыбных продуктов на душу населения отражает социально-экономическую эффективность производства. Поэтому функционирование рыбной отрасли будет признано эффективным, если за определенный период времени будет достигнуто потребление рыбы и морепродуктов не ниже физиологически необходимого уровня, что можно выразить в виде формулы:

 
 

где Сдфн - степень достижения физиологической нормы потребления рыбы и морепродуктов, в процентах и/или в коэффициентах;

Дп - достигнутый уровень потребления рыбы и морепродуктов, кг/год;

Фно - физиологически необходимый уровень потребления рыбы и морепродуктов, кг/год.

В странах с развитым промышленным рыболовством, где показатель Дп в несколько раз превышает Фно, рыбная отрасль рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики. Государственные программы помощи отрасли носят обычно комплексный характер. Одна из подцелей подобных программ - достижение, в конечном счете, конкурентных преимуществ для отечественного рыболовства.

Помощь государства охватывает не только содействие организационным моментам промысла, но также поощрение строительства судов рыболовного назначения.

В условиях регулируемого рыболовства, ужесточившего работу промысловых судов, в целях дальнейшего развития рыбной отрасли в большинстве стран правительства выделяют значительные субсидии на строительство промыслового флота.

В Японии, например, размер ссуд в зависимости от тоннажа и типа строящегося судна составляет 18-60 млн. иен и выдается сроком на 15 лет из расчета 3,5-6,2% годовых.

Государственное финансирование в странах с развитым промышленным рыболовством осуществляется как субвенционное, т.е. на более благоприятных условиях, чем на рынке частного капитала, и, как несубвенционное, т.е. на условиях рынка частного капитала

Власти постоянно стремятся создать благоприятные условия для финансирования промысловых судов государством, регулируя при этом соотношение между субвенционным и несубвенционным финансированием.

Необходимо особо подчеркнуть, что в экономическом смысле выгоден флот, который по численности меньше флота, необходимого для вылова ежегодных квот (в экономическом аспекте промысловый флот - несколько меньше по сравнению с флотом в техническом аспекте). В развитых странах, например, подобное условие давно осознано и инвестиции рассматриваются как эффективное средство воздействия на приведение в соответствие промысловых возможностей и сырьевой базы. Инвестиционная финансовая политика осуществляется в рамках национальной экономической программы, цель которой состоит в обеспечении прибыльности за счет нивелирования избыточных производственных мощностей.

Для каждой отрасли национального хозяйства методика расчета эффективности деятельности хозяйствующих субъектов имеет свои специфические особенности, критерии и показатели. Для рыбной отрасли разработка подобной методики предполагает необходимость выявления отраслевой специфики резервов роста эффективности океанических рыбодобывающих предприятий.

В добывающей отрасли рыбной отрасли целью оперативно-производственного планирования является составление на основе общего плана добычи рыбы плановых заданий и доведение их до рыболовного судна, рыболовного участка, орудия лова. Наряду с плановым заданием по вылову рыбы сообщаются установленный планом режим работы судна, орудия лова.

Плановое задание на рыболовное судно устанавливают на основе утвержденной дифференцированной нормы вылова рыбы для данного типа судна с учетом времени планового ремонта судна. Отсюда следует, что в первую очередь на предприятии, имеющем промысловый флот, необходимо составлять календарный план-график ремонта рыболовных судов.

Плановое задание по добыче рыбы, поскольку оно устанавливается на каждое рыболовное судно (или тип судна), рыболовный участок и орудие лова с указанием поквартальных уловов, доводится до каждого низового производственного звена.

Рыболовным судам, работающим рейсами, плановое задание выдается на каждый рейс, а остальным судам, участкам и орудиям лова — на пятидневку. Детализация планового задания в добывающей рыбной отрасли имеет особое значение в связи с сезонными колебаниями в добыче рыбы. Плановое задание, составленное по пятидневкам, позволяет выявить наиболее напряженные периоды в работе рыболовного флота и орудий лова и более тщательно готовиться к этим решающим для лова рыбы периодам.

Рейсовое плановое задание устанавливают рыболовному судну перед уходом в очередной рейс. Оно дается на основе утвержденного квартального планового задания с учетом промысловой обстановки в период очередного рейса.

Повышение эффективности использования действующих основных фондов океанических предприятий предполагает глубокое изучение резервов производства, исходя из специфики рыбной отрасли, а также установление причин, мешающих их реализации для достижения высоких показателей эффективности.

Резервы можно рассматривать как следствие воздействия определенных факторов. Факторы показывают как и каким образом можно изменить значение показателя (увеличить/уменьшить), а источник (резерв) показывает, за счёт чего произойдёт это изменение.

Резервы производственных мощностей означают лучшее использование на предприятиях, судах оборудования и увеличение его мощности.

Резервы рыболовных судов используются путём сокращения внеплановых простоев на берегу и непроизводительных затрат времени на промысле. В соответствии с этим увеличивается промысловое время судов и обеспечивается повышение уловов рыбы и морепродуктов.

Увеличение добычи рыбы в значительной степени зависит от оснащённости судов наиболее эффективными средствами поиска рыбы, от механизации процессов лова, от применения более совершенных орудий лова, а также от квалификации работников рыболовных судов.

При выявлении резервов производственной мощности следует искать возможность увеличения времени работы оборудования (предприятия). Фонд времени может быть увеличен за счёт сокращения планового ремонта.

Многолетняя практика и анализ использования основных производственных фондов флота показывают, что основными резервами повышения эффективности действующих основных фондов флота и капитальных вложений во флот являются:

- создание более прогрессивных типов судов, модернизация действующего флота, повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов лова и обработки рыбы на судах на базе более прогрессивной технологии;

- развитие научных изысканий в области прогнозирования и разведывания новых высокопродуктивных районов промысла – обеспечение значительной по размерам и устойчивой по характеру сырьевой базы;

- внедрение научной организации производства и труда, составление оптимальных планов размещения флота по районам промысла, совершенствование нормативов по эксплуатации флота, а также нормативов производственных, технологических и трудовых затрат процессов добычи рыбы и обработки уловов;

- улучшение экономической работы для обеспечения более чёткой системы оплаты труда, создания максимальной заинтересованности судовых экипажей в увеличении выпуска высококачественной продукции и улучшении эксплуатации судов, установления тесной взаимосвязи между экономическим стимулированием отдельных членов экипажа и судна в целом как самостоятельного предприятия;

- повышение долговечности и надёжности судов и судового оборудования за счёт лучшего качества их постройки и изготовления, повышение уровня технической эксплуатации судов с одним заводским ремонтом без увеличения действующей нормативной продолжительности и объема ремонта.

В настоящее время морское и океаническое промышленное рыболовство находится на той стадии развития, когда интенсивность промысла в ряде районов начинает ограничиваться величиной запасов промысловых рыб и начинает снижаться производительность флота. В то же время в ряде районов Мирового океана запасы рыб и нерыбных объектов неполностью используются промыслом. Для наиболее полного использования запасов в этих районах необходимо дальнейшее совершенствование техники добычи рыбы и технологии обработки уловов – применение более совершенных конструкций орудий лова за счёт чего повышается уловистость. Конструктивные недостатки промысловых судов тормозят ритмичную работу рыбообрабатывающих производств, предприятий, цехов и не дают возможности полностью освоить производственные мощности судов.

Наряду с вопросами технической и производственной эксплуатации технологического оборудования сокращение сроков его освоения и эффективность использования в процессе последующей эксплуатации во многом зависят от квалификации специалистов, обслуживающих оборудование, и организации системы оплаты их труда.

Прогнозирование и разведывание новых промысловых районов являются непременными условиями для решения задачи повышения эффективности использования флота. Прогнозы, как правило, имеют значительные отклонения от фактических объемов добычи и видового состава рыб как по периодам времени, так и по районам рыболовства. В прогнозах имеется не конкретная информация относительно возможной интенсивности лова – суточные выловы, выловы на единицу времени работы с орудиями лова и на единицу орудий лова, рекомендуемые орудия и способы лова. Надежность, оперативность и качественность прогнозирования в первую очередь определяют стабильность, экстенсивность и интенсивность работы всего промыслового комплекса основных фондов флота.

Разные по своим естественным свойствам промысловые районы при равных затратах труда дают неравное количество продукции. Главной особенностью рыбного хозяйства является подвижность самого предмета труда – рыбы, а также неравномерность его географического размещения по районам промысла и по времени года. Именно эти условия делают проблему прогнозирования решающей в мероприятиях, обеспечивающих эффективность основных фондов флота.

В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект океанического промысла должен иметь информацию, что предопределило изменение тех или иных показателей эффективности. Это связано с объективными процессами в общественном производстве, с выявлением тех основных факторов, которые оказывают существенное влияние на плановые и расчетные показатели.

Отмеченное вызывает необходимость в выявлении сущности и взаимосвязи показателей и факторов.

В экономической литературе не сложилось единого мнения в оценке и определении понятия “фактор”, что создает затруднения в понимании определенного социально-экономического явления. Существует мнение, что “фактор” - это некое условие совершенствования хозяйственных процессов, но есть позиция, отождествляющая понятия “фактор” и “источник”.

Термин “условие” предусматривает обстановку, в которой происходит действие факторов, а “источник” - основа, откуда берет начало развитие.

На наш взгляд, определение понятия фактор должно исходить из его общего определения - причины, движущей силы какого-либо процесса, определяющей его характер или одну из его характерных черт. С другой стороны, в философском аспекте слова “фактор”, “причина”, “обстоятельство” - тождественные понятия и определяются как явление, вызывающее возникновение другого явления.

Заметим также, что за последние годы обозначилась тенденция рассматривать в практике организации и планирования производства не только материальные, но и так называемые “социально-экономические факторы.

В объективно сложившихся условиях для экономики Украины переходного периода к рынку особое значение приобретает проблема стабилизации и нахождения эффективных способов функционирования применительно ко всем отраслям национального хозяйства. Выход из сложившейся ситуации многие отечественные ученые видят в определении и развитии приоритетных отраслей экономики, одной из которых является рыбная. Постановку ключевых направлений эффективного развития данного составного элемента АПК необходимо проводить одновременно с уточнением оценочных показателей эффективности хозяйствующих субъектов на основе учёта факторов, их обуславливающих.

При определении условно невыловленного объема рыбы используют данные анализа результатов использования рыбопромыслового флота по отчетно-статистическим данным. В частности, принимая для решения этой задачи показатель времени нахождения судов на лову, не учитывают, что это время является лишь частью общих затрат времени и что изменение его не может рассматриваться без одновременного анализа показателей интенсивности промысловой работы, ввиду того, что значительную части промыслового времени занимают затраты времени на сдачу рыбопродукции и переходы для этой цели к приемно-транспортным судам, что в частности характерно в отношении хозяйствующих субъектов океанического промысла. При этом указанные элементы режима работы судов находятся между собой в обратной зависимости. С увеличением вылова за судо-сутки лова время на лову уменьшается за счет увеличения времени на сдачу рыбопродукции и связанные с этим переходы и стоянки рыболовных судов у плавбаз (см. рис. 8.1). В этом случае оборачиваемость судов на промысле увеличивается. Если не учитывать этого обстоятельства и руководствоваться принятым на практике методом, то можно прийти к выводу о том, что чем интенсивнее суда ведут лов, чем больше их оборачиваемость на промысле, а, следовательно, меньше время на лову, тем больше у них условно не выловленного количества рыбы.

Рис. 8.1 Схема взаимосвязи факторов, влияющих на изменение объема продукции океанических хозяйствующих субъектов.

Поэтому необходимо учитывать раздельное влияние факторов времени и интенсивности производства на производство продукции, в виде:

 
 

При расчетах соответствующих показателей, на наш взгляд, необходимо и целесообразно опираться не только на плановые величины, но также на общемировые стандарты ведущих рыбопромышленных стран по ведению промысла. Имеется в виду, что каждый хозяйствующий океанический субъект должен обладать определенной базой данных основных параметров промысловой деятельности, собираемой в специальном отделе предприятия, с учетом которой ему можно будет проводить необходимый анализ, опираясь не только на плановые данные. Эта информация, конечно, будет дорого стоить, но выгоды от этого в перспективе, на наш взгляд, могут превзойти потери в краткосрочном периоде.

Например, на основе изложенных выше соображений, нами предлагается формула, которая позволяет определять упущенные возможности по сравнению с ведущими зарубежными рыбопромысловыми компаниями, учитывая раздельное влияние факторов времени и интенсивности промысла на изменение добычи рыбы и производства рыбопродукции:

 
 

где D Опр — изменение объема производства продукции, добычи рыбы, т;

DТпр.(кнк.ф.) Впр.с-сут. (кнк..ф) — изменение объема продукции в зависимости от изменения промыслового времени по сравнению с зарубежным ведущим конкурентом, т;

Тпр.(кнк.ф.) DВпр.с-сут.(кнк.ф.) — изменение объема продукции в зависимости от изменения показателя интенсивности промысла по сравнению с ведущим зарубежным конкурентом, т;

DТпр.(кнк.ф.) — изменение промыслового времени в сравнении с зарубежным конкурентом, судо-сут.;

Впр.с-сут. (кнк.ф) — вылов количества рыбы, выпущенной продукции ведущего зарубежного конкурента за судо-сутки промысла, т/судо-сут.;

Тпр.(кнк.ф.) — время нахождения судов на промысле ведущего зарубежного конкурента, судо-сут.;

DВпр.с-сут.(кнк.ф.) — изменение показателя интенсивности промысла за судо-сутки по сравнению с ведущим зарубежным конкурентом, т/судо-сут.

 
 

Изменение промыслового времени:

где Тпр.(кнк.ф.) — продолжительность промыслового времени для ведущей зарубежной конкурирующей компании, судо-сут.;

Тпр.(ф.) — продолжительность промыслового времени в отчетном периоде для данного океанического хозяйствующего субъекта, судо-сут.

Изменение показателя интенсивности промысла:

 
 

где Впр.с-сут.(кнк.ф.) — интенсивность промысла за судо-сутки по данным ведущего зарубежного конкурента, т/судо-сут.;

Впр.с-сут.(ф.) — вылов в течение продолжительности промыслового времени в отчетном периоде для данного океанического хозяйствующего субъекта, т/судо-сут.

Соответствие критериям увеличения выловов на судо-сутки промысла (лова), увеличения промыслового фонда времени (лова) создаст предпосылки к повышению эффективности производства на отечественных добывающих океанических хозяйствующих субъектах. Отрицательность показателя D Опр будет означать достижение данными предприятиями некоего определенного уровня эффективности (с позиций указанных критериев), т. е. необходимо достигнуть соотношения, когда D Опр £ 0.

Ведущего конкурента для данного отечественного океанического рыбодобывающего субъекта следует определять для каждого района и типа судна либо для каждого района промысла можно высчитывать “среднего” конкурента с соответствующими средними показателями. Все зависит от степени доступности требуемых для анализа данных.

Исходя из того, что в системе оценочных показателей принято выделять так называемое время совместной эксплуатации, в том числе время судов, находящихся в аренде, то формулу расчета промыслового времени судов (судо-сут.) океанических хозяйствующих субъектов можно записать в виде:

 
 


где Тл. — время нахождения судов на лову;

Тст.ПТС — стоянки у приемно-транспортных судов, плавбаз;

Тпер.ПТС — переходы к приемно-транспортным судам, плавбазам;

Тмт. — простои по метеорологическим причинам;

Тпск — время на поиск объектов промысла;

Тин.э.з. — время работы в иностранной экономической зоне, совместная эксплуатация;

Тпроф. — профилактический ремонт на рейде.

Время нахождения судов океанического хозяйствующего субъекта на лову (в судо-сутках) с учетом нахождения на лову промыслового времени конкурентов, сложившееся под влиянием внешних факторов времени можно определять по следующей формуле:

 
 

Для целей анализа данному океаническому субъекту, на наш взгляд, необходимо знать сколько суток лова необходимо осуществить, чтобы приблизиться к аналогичному показателю конкурента с учетом внешних условий, т.е. во сколько раз необходимо данный показатель увеличить по сравнению с анализируемой величиной количества судо-суток лова (см. выражение в скобках формулы, приведенной ниже):

 
 

Изменение объема выпуска продукции (т) под влиянием сдвигов в структуре промыслового времени для океанического хозяйствующего субъекта рыбной отрасли можно определить при помощи долевого участия по формуле:

DО f(t) = DОt х DТ л (ф.)/ DТ пр, (8.10)

где DОt – изменение объема выпуска продукции в зависимости от изменения отдельных элементов промыслового времени (в этом случае времени лова), т.

Это аддитивный показатель, по этой формуле можно определить изменение объема продукции в зависимости от изменения других элементов промыслового времени.

Для определения влияния внешних факторов времени, условий зарубежных ведущих конкурентов на изменение объема продукции (в тоннах) можно воспользоваться тем же способом расчета:

DО f(t) кнк.ф. = DТл х Впр.с-сут. (кнк.ф.), (8.11)

где DТл – изменение времени лова данного океанического хозяйствующего субъекта по сравнению с плановым или отчетным периодом, судо-сут.

Характерной особенностью развития океанического рыболовства является сложность выявления динамики уровня производительности труда на флоте. Производственная деятельность работников добывающего флота неоднородна и зависит от наличия большого числа объективных условий, в том числе: состояния сырьевой базы, назначения и типа судов, режима их эксплуатации, промысловой обстановки, производственных функций отдельных групп судовых экипажей (занятых добычей, обработкой и др.), структуры вылова и продукции судов, уровня цен на рыбопродукцию на внутреннем и внешнем рынках. Нестабильность сырьевой базы приводит не только к снижению или повышению абсолютных размеров уловов и ассортимента продукции, но и влечет за собой различие в его стоимостной оценке.

В заключение хотелось бы отметить, что предложенные методические подходы к определению резервов роста эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рыбной отрасли призваны учитывать не только внутренние, но и внешние (решающие) факторы развития. Их величины можно использовать при управлении деятельностью океанических хозяйствующих субъектов, в частности, при оптимальном размещении судов по районам промысла, при формировании производственной программы и др.

Вообще, факторы эффективности работы океанического флота можно сгруппировать следующим образом: факторы использования календарного времени; состояние сырьевой базы промысловых районов Мирового океана; организационные; расходы на среднесписочное судно; политическая среда.

В научной экономической литературе первые три указанных фактора данной классификации представлены довольно широко, в то время как их привязка нами к четвертому фактору позволяет учесть специфику расстановки складывающейся на конкретный момент времени политических сил в мире в целом и в районах промысла в частности.

Результат влияния первой группы факторов проявляется в количестве суток лова на одно среднесписочное судно, другими словами, в количестве рабочего усилия на единицу основного средства производства. Это выражается через взаимосвязь различных факторов времени, имеющих свою особенность взаимосвязи с другими факторами. Рассмотрим их более подробно.

Величина ремонтного времени - зависимость, выражающаяся средним количеством времени, необходимого для восстановления рабочих функций судов с учётом конструкции судна, судоремонтной базы, характера технической эксплуатации флота, т.е. зависит от достижений научно-технического прогресса, и, что немаловажно, от организации ремонтных работ. Влияние её на такие величины как результаты и эффективность производства очень действенно ввиду того, что она предопределяет не только размер рабочего усилия на судно, но и влияет на расходы, а, следовательно, на прибыль. Например, рост ремонтного времени приводит к снижению производственных показателей на судно, что негативно проявляется на объемах вылова и выпуска продукции.

На увеличение объема ремонта влияют специфические условия эксплуатации рыбопромысловых судов — длительный период нахождения их в море без заходов в порты, многочисленные швартовки судов в море, наличие в составе флота физически устаревших судов, эксплуатация которых поддерживается за счет увеличения объема ремонта, недостаточная износоустойчивость отдельных деталей, механизмов и оборудования, применяемых в судостроении.

В последние годы наиболее остро обозначилась проблема увеличения периода отстоя судов, т.е. периода вынужденного простоя, в течение которого из-за отсутствия достаточного количества средств практически не проводятся никакие ремонтные работы. В результате происходит сокращение количества единиц флота океанических предприятий, в том числе и промыслового. Характерно, что согласно действующему в Украине законодательству расходы на содержание судов, находящихся в отстое, финансируются за счет прибыли, а это создает дополнительные трудности в осуществлении производственно-хозяйственной деятельности.

Интересно, например, что в Инструкции по планированию, учёту затрат и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях, объединениях рыбной отрасли, которая принималась во внимание океаническими субъектами до принятия нового закона Украины о налогообложении прибыли предприятий (отраслевая специфика), данные расходы отнесены в смету прочих производственных расходов.

Ремонтный и отстойный периоды образуют внеэксплуатационный фонд времени (2.5). Уменьшение доли этого показателя в календарном фонде времени свидетельствует об увеличении количества выставленных судов при прочих равных условиях, а если происходит списание единиц флота, то календарное время уменьшается:

. (8.12)

Величина портового времени в отношении к среднесписочному судну отражает среднюю величину, необходимую для выгрузки и снабжения флота в портах базирования. В настоящее время сложилась ситуация, когда оплата услуг портов полностью финансируется за счет самих океанических предприятий, тем самым вынужденные простои (в том числе из-за арестов и т.д.) оказывают существенное влияние на результаты деятельности флота.

Величина времени переходов принципиально зависит от района промысла и принятие соответствующих решений со стороны руководства Государственного департамента рыбного хозяйства Министерства аграрной политики Украины во многом предопределяется её оптимальным значением для океанических предприятий.

В системе оценочных показателей рыбной отрасли принято выделять также так называемое время совместной эксплуатации, в том числе в отношении судов, сданных в аренду различным рыболовецким отечественным и зарубежным организациям и фирмам. По этой причине в системе Госдепартамента рыбного хозяйства Министерства аграрной политики Украины выделяют отдельно уловы этих судов, причем их размеры в относительном (в отношении ко всему объему вылова по предприятиям отрасли) и абсолютном выражении имеют тенденцию к увеличению в последние годы.

Величина непроизводительного времени на промысле для экспедиционных форм промысла связана в основном с выгрузкой продукции на транспортные рефрижераторы (другие причины влияют незначительно). Она зависит от величины производительности лова (средние значения вылова за судо-сутки промысла, лова, а также, соответственно, выпуска продукции). При её росте возрастает частота потребных выгрузок и потери времени растут. В этом плане величина непроизводительного времени в известной мере зависит от выбранных районов промысла, но в гораздо меньшей степени, чем величина времени переходов. Рассматриваемый показатель во многом предопределяется уровнем организации и обеспеченности транспортного флота.

Факторы состояния сырьевой базы промысловых районов Мирового океана прежде всего вызывают различные вариации вылова на судо-сутки. Изначально они прямо выражают собой все три объема основных производственных показателей эффективности - вылов, объем выпуска натуральной продукции, а с точки зрения видовой и технологической структуры продукции, и выпуск товарной продукции. Они оказывают влияние на величину прибыли как непосредственно через объем реализованной продукции, так и опосредованно - через относительное влияние на величину расходов, в определенной степени зависящих от значения производительности труда (тара, заработная плата и транспортные расходы). С учётом этих факторов возможно регулирование размеров вылова, качества рыбопродукции, затрат в разные периоды времени по районам Мирового океана.

Природные условия отражают влияние на динамику объема продукции размещения районов рыболовства в Мировом океане, от чего зависят организационные формы промысловой работы флота и его использование во времени. Значительное влияние на объем продукции оказывают гидрометеорологические условия промысла — морские течения, рельеф морского дна, волнение моря и ветровое воздействие на суда, орудия лова и объекты промысла.

Влияние организационных факторов связано с уровнем техники и организации промысловой разведки, с качеством прогнозирования сырьевой базы флота, с применяемыми организационными формами ведения промысла и обеспечения промысла материальными и транспортными средствами. Действие указанных факторов проявляется также, например при определенном техническом состоянии так называемой судоремонтной базы, рыбных портов, состоянии уровня организации их работы. Заметим, что в современных условиях намного выгоднее проводить даже плановые ремонты в зарубежных судоремонтных компаниях.

Величина расходов на среднесписочное судно в основном отражает зависимость промыслового флота от других отраслей национального хозяйства. Эта связь выражается посредством вещественных и трудовых общественных затрат для обеспечения процесса вылова рыбы в Мировом океане, например, затраты на содержание и приобретение судов и др.

В условиях перехода Украины к рынку необходимо применять такие экономические показатели, которые бы отражали внешние и внутренние аспекты работы океанических предприятий в рыночной среде.

Показатели, характеризующие эффективность работы океанического флота, по своему характеру условно подразделяются на две группы - учётные (объемы добычи и товарной продукции) и прямые (объемы выпуска натуральной продукции и прибыль).

Объем добычи представляет собой общий улов флота и в рыболовстве носит учётный характер вследствие того, что его величина производна и рассчитывается, исходя из реально существующей продукции по определенным переводным коэффициентам.

Товарную продукцию следует рассматривать как сумму конкретных объемов натуральной продукции, взятой в стоимостном (денежном) выражении, с учётом сложившихся на рынке цен за единицу каждой конкретной ассортиментной группы рыбной продукции.

Объем выпуска натуральной продукции - это ассортиментный выпуск продукции за определенный период времени в натуральных единицах (например, для пищевой продукции это может быть рыба мороженая (неразделанная и разделанная), рыбное филе, рыба охлажденная, рыба соленая, консервы). Суточный объем натуральной продукции, выпускаемой на судах, определяется величиной суточного вылова и направлением рыбы-сырца в обработку. Поэтому чем больше суточный вылов, тем больше суточный выпуск продукции. В последние годы ассортиментный выпуск продукции для судов, работающих в условиях аренды и совместной эксплуатации, стал существенно варьироваться в зависимости от интересов арендаторов и партнеров-инвесторов в соответствии с условиями заключаемых контрактов.

Прибыль рассчитывается как разница между реализованной товарной продукцией в оптовых ценах предприятия и её полной себестоимостью. Показатель прибыли имеет исключительно важное значение, так как он является наиболее обобщающим, всесторонне характеризующим эффективность деятельности судов. Вместе с тем уровень прибыли, а, соответственно, и рентабельности судов неустойчив, что характерно для многих отраслей национального хозяйства, а для рыбной особенно, ввиду зависимости её от условий природного характера.

Отмеченные показатели по своей природе, на наш взгляд, соответствуют формирующимся в Украине рыночным отношениям, поскольку предусматривают реальную возможность учёта влияния внешних факторов, например, политической и природной среды.

В рыбной отрасли, с точки зрения общественно экономической целесообразности, т.е. с позиций вклада данного структурного элемента АПК в реализацию национальной продовольственной программы на макроуровне, к прямым результатам относятся объемы выпуска натуральной продукции и прибыли.

Следует подчеркнуть, что с помощью известных фактических или прогнозных значений указанных показателей в соответствии со спецификой работы океанических предприятий можно увидеть только результаты функционирования промыслового флота, в то время как сущность эффективности его деятельности при этом отражается не прямо, а косвенно. Эффективность в этом случае можно выразить через отношение этих результатов к единице основных средств производства в этой отрасли, или объемом этих четырех результатов на одно среднесписочное судно. Эти отношения можно определить и для отдельной группы судов относительно каждого из них, и для всех океанических предприятий, в том числе с использованием разбивки по районам промысла.

Сравнение рассматриваемых показателей между собой показывает относительную эффективность: а) функционирования отдельных групп однотипных судов между собой и влияние их работы на общий результат работы по флоту в целом; б) функционирования отдельных групп и флота в целом в ретроспективе, что позволяет определить и проанализировать динамику изменений эффективности по всем четырем показателям и тенденции этих изменений.

Важным условием повышения эффективности производства является обеспечение ритмичной работы предприятия. Ритмичность производства — это обеспечение пропорциональности всех производственных подразделений, равномерное и бесперебойное изготовление и выпуск продукции при выполнении плана на основе четкой и слаженной работы всех звеньев предприятия.

Организация ритмичного производства на предприятиях рыбной отрасли имеет особое значение. Слаженность работы промыслового флота с работой транспортного и обслуживающего флотов значительно повысит эффективность добывающих судов. Велики потери времени (и уловов) промысловых судов в ожидании подхода обрабатывающих баз, транспортно-рефри-жераторных судов. Большое значение имеет слаженность работы флота рыбной отрасли с морскими рыбными портами. Подход судов к порту, передвижение в порту и отправка судов точно по графику, без потерь времени, содействует увеличению уловов, повышению эффективности промыслового флота.

Не меньшее значение имеет обслуживавшие судов в порту: своевременная выгрузка продукции, санитарная обработка судов, снабжение их водой, топливом, снаряжением, продовольствием, комплектование команды, междурейсовый ремонт судов. Все виды работ флота рыбной отрасли как в море, так и в порту являются элементами планового графика, и правильное сочетание этих элементов как в общем графике для каждого судна, так и в частных графиках по отдельным видам обслуживания (снабжение, ремонт и др.) дают немаловажный эффект.

В рыбной отрасли проводится большая работа по оперативно-производственному планированию (руководство работой судов в море, работами в порту), но она требует дальнейшего совершенствования, так как на флоте велики потери времени по всем видам работ.

Не меньшее значение имеет организация ритмичности производства на рыбообрабатывающих предприятиях. Предпосылкой этому должны быть дальнейшая специализация рыбообрабатывающих цехов, организация поточного производства и надежное обслуживание основных цехов со стороны вспомогательных и других служб. Наряду с этим должно быть улучшено оперативно-производственное планирование.

Исследование группы показателей эффективности промысловых судов океанического флота необходимо дополнить анализом относительной эффективности среднесписочного судна, исследованием денежного потока и инвестиционной стратегии, что позволяет выявить объективные факторы, воздействующие на величину вышеуказанных показателей. Это дает возможность количественно определить степень влияния последних, а также рассматривать их в качестве основы управления эффективностью в целях выбора наиболее целесообразного варианта деятельности флота.

Денежный поток и инвестиционная стратегия

Поскольку резервы наличных средств являются критерием выживания компании на фрахтовом рынке, необходимо ответить на вопрос: «Чем определяется размер денежного потока?». Это три следующие переменные:

1) доход, получаемый от эксплуатации судна;

2) эксплуатационные наличные издержки, связанные с этим;

3) капитальные издержки, связанные с финансированием покупки судна.

Существуют различные способы, на основе которых эти три переменные могут быть скомбинированы для получения определенного значения итогового денежного потока.

• Текущие наличные издержки могут быть очень высоки для судна значительного возраста с устаревшим главным двигателем, высоким уровнем потребления топлива, и требующего частого ремонта. Напротив, современное судно с высокой степенью автоматизации управления может иметь низкие расходы по содержанию экипажа, экономичный в смысле потребления топлива главный двигатель, не требующий частого ремонта, кроме того, большая часть судового оборудования находится еще на гарантии производителя, таким образом наличные расходы для такого судна будут гораздо ниже.

• Кроме сокращения текущих расходов по судну, необходимо максимизировать доход от его эксплуатации. Доход может быть стабильным при тайм-чартере на длительный срок или нерегулярным на спотовом рынке. Он может быть увеличен с помощью умелого менеджмента, направленного на минимизацию времени работы судна в балласте и простоев судов.

• Капитальные расходы при покупке судна с привлечением заемных средств будут выше за счет выплаты процентов, чем в случае если судно было куплено за собственные средства рыбохозяйственным предприятияем.

Такие факторы, как взаимодействие между новым и старым тоннажем, тоннажем универсального назначения и многоцелевым, возможность выбора способа финансирования покупки судна, предоставляют судовладельцам широкий набор инвестиционных стратегий.

Для того, чтобы понять, как выбрать инвестиционную стратегию для приобретения судна, необходимо рассмотреть, каким образом формируется денежный поток, и как он может быть изменен.

Существует два вида анализа денежного потока, которые представляют различные виды информации о рыболовном бизнесе - анализ рейсового денежного потока и анализ годового денежного потока.

1. Анализ рейсового денежного потока связан с расчетами показателей по конкретному рейсу судна или циклу рейсов, на основе которых судовладелец принимает решения о целесообразности данного рейса и о выборе судна для использования на определенном направлении с учетом различных условий. Анализ рейсового денежного потока дает ответ на вопросы: «Следует ли принять предложение фрахтователя или ждать более выгодного?», «Следует ли поставить судно на прикол или продолжать эксплуатировать?», «Существуют ли способы снижения расходов или увеличения доходов, которые позволят получить больший финансовый результат?». Этот вид анализа используется при принятии оперативных решений.

2. Анализ годового денежного потока связан с расчетом общего денежного потока для рыболовной компании или её обособленного подразделения в течение финансового года. Он показывает, может ли бизнес в целом обеспечить достаточно наличных средств, которые покроют все издержки с учётом обязательных выплат, связанных с налогами и погашением кредитов.

Эти методы дополняют друг друга, и каждый подход к рассмотрению денежного потока обеспечивает принятие различных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: