Организационные структуры планирования
В процессе планирования принимают участие:
• во-первых, высшее руководство организации;
• во-вторых, команда плановиков;
• в-третьих, руководители и специалисты подразделений.
Идеальной, как уже указывалось, является такая ситуация, когда все работники организации привлекаются к обсуждению и составлению планов.
Как распределяются обязанности между участниками плановой деятельности?
Высшее руководство является архитектором процесса планирования, определяет его основные фазы и последовательность планирования.
Высший менеджмент должен сделать процесс планирования доступным и понятным для каждого сотрудника организации, он должен уметь максимально вовлекать в него своих работников.
Другая функция высшего руководства заключается в разработке стратегии фирмы и принятии решений по стратегическому планированию. Руководство фирмы определяет общие цели ее развития и основные способы их достижения. Разработка стратегии требует от высшего менеджмента аналитических способностей и масштабного мышления.
Руководство среднего и низшего звена, а также специалисты подразделений занимаются разработкой оперативных планов. В обязанности специалистов входят также анализ внутренней и внешней среды организации, составление прогнозов. Руководители подразделений и штатные работники объединяются в оценке альтернативных стратегий, предложенных для организации.
Функции команды плановиков будут рассмотрены отдельно в одном из следующих параграфов.
В последние годы во многих крупных организациях функции
стратегического планирования передаются в подразделения, то есть происходит децентрализация внутрифирменного планирования.
Этот процесс осуществляется следующим образом.
1. Весь круг деятельности организации делится на основные сегменты - происходит "стратегическая сегментация" (термин предложен известной фирмой, специализирующейся на анализе и разработке стратегий, - "Бостонской консультационной группой" - БКГ).
2. Происходит перераспределение стратегических полномочий в пользу руководителей сегментов.
Высшая администрация остается ответственной за общее направление развития организации: размещение и структура капиталовложений, общий объем производства и прибыли. Кроме того, центральное руководство определяет ресурсные (в основном - финансовые) ограничения в деятельности низших уровней.
Осуществляется децентрализация плановой службы - численность центрального отдела сокращается, создаются плановые отделы на местах.
3. Формируется стратегический хозяйственный центр (СХЦ) на уровне отдельного подразделения. Он занимается разработкой и реализацией собственных стратегических планов. Примерами компаний, создавших СХЦ, являются известная американская фирма "Дженерал Электрик", английская фирма "Импириэл Кемикл Индастриз" и некоторые другие.
Достоинства СХЦ:
=> СХЦ позволяет наиболее точно учесть условия хозяйствования на уровне отдельных крупных подразделений, создает возможности для более гибкого приспособления подразделений к потребителям, к внешней среде в целом;
=> в рамках СХЦ сокращается время прохождения основной информации, ускоряется принятие решений;
=> существование СХЦ делает возможным более широкое участие работников в планировании своей деятельности.
Недостатки СХЦ:
=> информационная перегруженность высшего руководства компании резко возрастает, так как информация теперь формируется одновременно в нескольких местах; => возникает угроза, что сама стратегия и тактика действий организации окажутся погребенными под лавинами плановой деятельности в СХЦ и центральных службах компании (переизбыток планирования);
=> появляется опасность размывания общефирменных целей и замены их множеством несогласованных целей подразделений.
Если для крупных фирм ярко выраженной тенденцией является децентрализация плановой деятельности, то небольшие организации, напротив, стремятся к большей централизации планирования, созданию и расширению центральной плановой службы.