Критические точки в деятельности российских фирм

Как с точки зрения внутренних и внешних аспектов можно оценить среду российской экономической организации!

С одной стороны, чем меньше развит рынок, тем менее насы­щен он товарами, чем больше степень его монополизации, тем сла­бее учет действующими на этом рынке фирмами факторов внешней среды. Для огромного числа небольших, преимущественно коммер­ческих, российских фирм проблема насыщенного, остроконкурент­ного рынка уже сегодня является актуальной, и эти организации должны весьма внимательно учитывать факторы внешней среды.

С другой стороны, для любой российской фирмы, как крупного монополиста, так и мелкого коммерческого банка, проблема внешней среды очень актуальна из-за воздействия трех глобальных факторов:

> политического - в стране не создана устойчивая, эффектив­но действующая структура власти. Политическая обстанов­ка постоянно чревата серьезными потрясениями. У различ­ных политических сил, стремящихся к власти, разное от­ношение к власти, разное отношение к бизнесу - не только в частностях, например в вопросах косвенного регулирова­ния деловой сферы (налоговые ставки, кредитные отноше­ния и т.д.), но и в основном подходе, определяющем соот­ношение государственного и частного бизнеса, сферы пред­принимательской деятельности, возможность прямого кон­троля над фирмами;

> социального - резкое расслоение населения по уровням до­ходов (по некоторым данным уровень доходов 10% бедней­ших и 10% богатейших граждан различался в 10,8 раза в 1993 г. по сравнению с 8,7 раза в 1992 г.) приводит к посто­янному сжатию первичного, потребительского спроса на рынках конечных продуктов. Это влечет за собой сокраще­ние вторичного спроса, то есть спроса фирм, предприятий на рынках экономических ресурсов - средств производства, сырья и т.д. Кроме того, социальное расслоение означает

создание различных сегментов потребительского рынка -рынка для богатых и рынка для бедных, что ставит пробле­му выбора предприятием своей товарной политики;

> экономического, когда ситуация спада в российской эконо­мике существенно ухудшила перспективы роста российских предприятий, снизила возможности накопления капитала, необходимого для новых вложений.

* В настоящее время многие российские предприятия ухудши­ли свою деятельность и практически свели на нет процессы планирования не столько из-за высокой степени непредска­зуемости внешней среды, сколько из-за самого факта много­численных изменений. Они находятся в состоянии своеобраз­ного "хозяйственного стресса" и не желают воспринимать реальность изменений, надеются на восстановление стабиль­ности, которая в течение многих советских лет была опреде­ляющим признаком общей среды хозяйствования. Вновь возникший частный бизнес лучше приспособлен к ус­ложнившемуся характеру внешней среды, поскольку вынуж­ден адаптироваться к ней с момента своего зарождения. *

Если говорить о значении рабочей среды в практике планиро­вания российских экономических организаций, то в период перехо­да к рынку оно существенно возрастает. В централизованно управ­ляемой экономике любые связи в рабочей среде предприятия осу­ществлялись при активном участии государства, которое самостоя­тельно, без учета интересов организации устанавливало ей постав­щиков и клиентов. Фактор конкуренции в экономике советского ти­па практически отсутствовал. Влияние контактных аудиторий было очень мало (рис. 8).

Рис 8. Разновидности рабочей среды предприятия: рабочая среда

централизованно управляемой экономики и рабочая среда рынка

Как видно из схемы, рабочая среда рыночной экономики го­раздо сложнее и требует от предприятия больших усилий по ее ана­лизу.

Формирование базы данных о внутренней и внешней среде организации. Техника анализа среды

Когда определены наиболее значимые факторы среды органи­зации, необходимо получить о них всю возможную информацию.

Техника формирования базы данных. Определение инфор­мации о критических точках среды можно осуществить следующи­ми способами:

сканирование среды (поиск уже сформированной информа­ции, той, которая существует в ретроспективе);

мониторинг среды (отслеживание текущей, вновь появля­ющейся информации);

прогнозирование (попытки создать информацию о будущем состоянии среды).

Отслеживание информации осуществляется в. рамках трех главных типов систем получения информации.

1. Иррегулярные системы. Распространены в исследовани­ях особых ситуаций. Хорошо действуют в условиях продолжающе­гося кризиса среды (такого, например, как нехватка энергии, или такого, как политическое потрясение, вызванное отставкой прави­тельства). Фокусируются в прошлое, чтобы найти события, подоб­ные данным. Могут быть применены для краткосрочной реакции на кризис в организации. Мало используются для определения воз­можных будущих событий.

2. Регулярные (периодические) системы. Для них характе­рен периодический, чаще всего ежегодный обзор событий. Резуль­таты периодических исследований применяются менеджментом при принятии рабочих решений. Здесь также преобладает ретро­спективный момент, хотя проявляется некоторое внимание к будущему.

3. Системы непрерывного обзора. Постоянно исследуют значимые элементы среды организации. Являются устойчивым компонентом процесса планирования. В большей степени ориенти­рованы на будущее. Используют методы прогнозирования. Их при­менение ограничено нехваткой средств у организации, а также в тех случаях, когда аналитики фирмы не в состоянии правильно опреде­лить значимые факторы среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: