Элементы внешней и внутренней среды организации

Организации

Анализ среды организации - это процесс определения крити­чески важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих Целей.

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:

1. с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономи­ческую организацию и ее будущее;

2. с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе — наиболее благоприятное впечатление;

3. с точки зрения текущей деятельности обеспечивает инфор­мацией, необходимой для наилучшего выполнения рабо­чих функций.

Процесс анализа организационной среды начинается с опреде­ления основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют "критическими точками". Затем фирма собирает не­обходимую информацию о критических точках.

Среду любой организации можно определить как совокупность трех сфер - внутренней среды, рабочей среды, общей среды.

Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управле­ние персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельно­сти организации, ее внутренних возможностях.

Два других пространства составляют внешнюю среду фирмы. Рабочая среда - это среда непосредственных контактов с фир­мой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во-первых, поставщики экономических ресурсов, необ­ходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производительный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда - наемных работ­ников, затем клиенты - потребители продукции фирмы, посредни­ки - финансовые, торговые, маркетинговые, государственные эко­номические структуры (например, налоговая инспекция). Во-вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории - средства массовой ин-

формации, общества потребителей и т.п., которые оказывают суще­ственное влияние на формирование благоприятного или неблаго­приятного облика фирмы.

Иначе рабочую среду организации называют микросредой

фирмы.

Общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса ино­гда называют "экологией фирмы". Общая среда - это среда косвен­ных контактов фирмы. Выделяют четыре основных фактора общей среды - экономические, технологические, политические, социаль­ные. Каждый из них, в свою очередь, тесно связан с остальными факторами и воздействует на них (рис. 7).

Рис. 7. Уровни организационной среды и их элементы

* Так, изменения в технологии могут привести к новой рас­становке конкурентных сил. Знаменитая ИБМ (IBM) потеря­ла значительную часть своего рынка в связи с созданием прин­ципиально новой микропроцессорной технологии и появлением на рынке компактных и простых в обращении персональных компьютеров, которые потеснили "большие" ЭВМ, выпус­кавшиеся ИБМ.

Изменения в социальной структуре российского общества предопределили ухудшение экономической конъюнктуры и, кроме того, снизили возможность новых инвестиций в пере­довые технологии, а также привели к кризису власти. *

Среду общего воздействия называют также макросредой фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: